Навязывание клиенту своей точки зрения на решение той или иной его проблемы просто недопустимо. Свое личное мнение психолог может высказывать только в кругу своих коллег или близких людей. Во многих странах существует так называемое супервизорство: начинающий психолог первое время работает под контролем более опытного коллеги. Одна из целей такого подхода – научиться не навязывать клиенту свое восприятие его проблемы, уметь отстраняться от нее.
Кроме того, даже если сам посетитель будет спрашивать: «А вы бы как поступили на моем месте? А вы бы что сделали?», психолог не имеет права отвечать «со своей колокольни»: он обязан вернуть человека в его собственную реальность. Он не друг, не подруга, он – специалист, которого учили как раз тому, чтобы работать с клиентом, опираясь на фундамент научных знаний, а не на свой личный жизненный опыт. Психолог должен задавать наводящие вопросы, помочь человеку увидеть альтернативные решения, выработать новые тактики или модели поведения.
Для этого психолог может задавать такие вопросы: «А как еще можно сделать? А что можно изменить в словах и интонации при разговоре с этим человеком? В каких ситуациях вы чувствуете себя уверенно?» и т.д. Причем порой в буквальном смысле этого слова клиент проигрывает, репетирует свое новое поведение, новые (а их всегда должно быть несколько!) подходы к решению той или иной проблемной ситуации.
В случае если психолог (как правило, с небольшим опытом работы) раздает советы «от себя», он снимает ответственность за принятие решения с самого человека. А грамотный психолог, напротив, должен провести консультацию так, чтобы человек сам понял, как ему сделать свою жизнь более гармоничной, осмысленной и счастливой. Тогда клиент начинает относиться к себе и к окружающим более объективно, начинает понимать, что управляющий центр его жизни находится в нем самом, а не в других людях.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть