В Дели жарко. Я подхожу к уличной торговке и покупаю литровую бутылку воды. Сколько стоит - не спрашиваю. Просто протягиваю бумажку в 20 рупий (около 80 копеек). Чай в магазине - 190 рупий (7,3 руб.), такая же цена на него была и два года назад. Аналогично мыло: стоимость напечатана на упаковке изделия. Даже в аэропорту я покупаю газировку по такой же стоимости, как и в супермаркете, без диких наценок - 60 рупий (2,3 руб.).
А дело вот в чём. В Индии действует введённая в 1990 году система MRP - Maximum Retail Price, «максимальная розничная цена». Дешевле её продавать можно, а дороже - запрещено.
Обозреватель «АиФ» узнал, как работает эта система и что о ней думают в обществе.
«Чистой воды спекуляция»
Я уже сказал, что индийская система MRP напоминает мне Советский Союз — именно в советское время на рукояти чугунной сковородки была выбита цена, державшаяся годы. Отличие от СССР у индийцев в том, что «максимальную наценку» в Индии устанавливает не государство, а сам производитель. Только он решает, насколько розничные сети, от крупных гипермаркетов до маленьких уличных магазинчиков, должны «навариться» на его продукции.
«Безусловно, бедным людям такой подход очень нравится, — объясняет экономист Гупта Шанкар, в 1986—1991 гг. учившийся в Ленинграде. — Растительное масло, мука, вода, соль, сахар, рис продаются за нормальную стоимость, и торговцы не могут законодательно её завышать. Дешевле продавать — пожалуйста, дороже — нарушение закона. В результате небогатые граждане Индии всегда имеют возможность приобрести товары первой необходимости за человеческие деньги, не опустошая свои карманы. Знаете, я недавно был в России. Покупал в супермаркете сырники. Так вот, в понедельник они стоили 178 рублей, а через шесть дней, в воскресенье, 202 рубля! При том, что доллар не растёт, с рублём тоже ничего не случилось, и вот так на ровном месте повышается цена! Это чистой воды спекуляция. В Индии с Maximum Retail Price такое невозможно».
Разборка с молочниками
Само собой, индийскому бизнесу подобная «фишка» не по вкусу. Получается, рыночная экономика каким-то образом должна уживаться с откровенным регулированием цен. В газетах (например, в популярной The Hindu) регулярно появляются призывы отменить MRP — дескать, сие является «анахронизмом» и якобы мешает стране развиваться.
Случаются и серьёзные конфликты — так, в 2015 году в Мумбаи продавцы молочных продуктов вступили в ожесточённый спор с властями штата: они требовали разрешить продавать молоко дороже MRP, а правительство угрожало суровыми штрафами. По итогу «молочникам» пришлось пойти на попятную и торговать молоком, не превышая максимальную цену.
MRP касается любых изделий в фабричной упаковке — муки, чая, риса, кофе, чечевицы, консервов, растительного масла, сахара и так далее. Помимо того, что небогатые люди могут покупать продукты дешёво, финансисты считают, что данные меры не дают разогнаться инфляции. И это правда так. Когда в 1999 году я первый раз приехал в Индию, доллар стоил 39 рупий, а дешёвая лепёшка чапати (продукт питания бедных) — 5 рупий. Сегодня за доллар дают 83,50 рупии, чапати же продают за 10 рупий. Но такого, чтобы цена росла «от балды» в Индии нет. Именно «максимальная розничная цена» позволяет удерживать какие-то виды продуктов от неожиданных резких колебаний.
«Если что — зовите полицию»
«Конечно, иностранца часто пытаются „развести“, — говорит владелец турагентства в Дели Лохар Бхой. — В мелких лавочках ему могут завысить стоимость покупки. В этом случае показывайте продавцу цену MRP на продукте. Если он продолжает возражать — вызывайте полицию, она будет на вашей стороне».
В целом, в Maximum Retail Price есть свои сложности — ведь при перевозке продуктов в другой конец страны ты тратишься на холодильники, электричество, бензин: но продавать дороже ты не можешь. Случалось, торговцы пытались «набросить» свой процент, объясняя это «хранением», но суды отказались слушать такое оправдание и оштрафовали их. Тем не менее кому-то удаётся изменить ситуацию. Производители спортивной обуви из США и Германии добились, что они могут ставить на кроссовки разную цену во всех провинциях Индии. Но дабы получить такое разрешение, нужно обойти гигантское количество чиновников и подписать тонну бумаг. Часто крупные сети супермаркетов или магазинов электроники объявляют распродажи, продавая продукцию ниже MRP — вот это как раз совершенно легально. В такие дни, скажем, кондиционер можно приобрести в 2 раза дешевле: 25 000 рупий вместо 50 000, установленных как Maximum Retail Price».
Кстати, лимит на цену влияет и на рестораны. Бутылка воды в кафе Дели стоила мне 75 рупий, а не 350 рублей, как в Москве — где иногда в общепите напиток стоит в 3-4 раза дороже, чем в магазине.
«Дороговизна вызовет протесты»
Следует отметить, что MRP распространяется на продукцию, произведённую конкретно в Индии. На импортные товары цены могут быть разными и отличаться от случая к случаю. Кроме того, «максимальная розничная цена» не касается фруктов и овощей, их стоимость колеблется в зависимости от сезона, то же самое — мясо и птица (если только это не консервы). Но зачастую крупные супермаркеты оказываются перед непростым выбором — если они чрезмерно завысят цену, на фоне MRP люди просто откажутся покупать такой товар. Вот и получается, что эта система, не очень похожая на рыночную экономику, помогает держать цены низкими, но в то же время не создаёт дефицита. Индийские супермаркеты завалены едой, произведенной в Индии, а в алкогольных магазинах полки заняты индийским вином и пивом, и там тоже властвует MRP — если в этом магазине такая цена, в соседнем она будет аналогичной. Правда, каждый штат устанавливает Maximum Retail Price самостоятельно — в Дели пиво дороже, чем в Бангалоре. Несмотря на всю сложность и необычность MRP, она существует в Индии уже 34 года, и люди с рядовыми зарплатами ей очень довольны, ощущая уверенность в завтрашнем дне. Бизнесмены не особенно счастливы, но, несмотря на все попытки отменить Maximum Retail Price у них пока не получается. «Резкое подорожание вызовет волну протестов, — поясняет Гупта Шанкар. — Правительство на такое точно не пойдёт».
Индийская торговля
Индийская торговля
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть