870

На черном льду. Какая опасность ждет автомобилистов на весенних трассах

«Черный лед» зачастую образуется весной. Днем светит солнце и отогревает тяжелеющие сугробы. Вода струится по асфальту, и низины дорог покрываются лужицами. А сразу после захода солнца промерзлая земля отдает холод и превращает воду в зеркальные катки с идеально ровной поверхностью. Кроме того, влага может выпадать из атмосферы в качестве конденсата, а затем замерзать. На этих ледяных островках и возникают самые страшные аварии. 

«Черный лед» имеет такое название, потому что неразличим в свете фар. Издалека он похож на асфальт и только лишь поблескивает в лучах головной оптики. Порой он немного темнее по оттенку и напоминает мокрые участки дорожного полотна. «Черный лед» может образоваться в любой части дороги. Ему подвластны и низины, и возвышенности, и даже скаты холмов. Его появление можно только предугадать. И то — по нескольким косвенным признакам. Обычно тонкая корка льда формируется в сумерках или перед рассветом при безоблачной погоде и при резком снижении температуры. 

Встреча с «черным льдом» всегда неожиданна. Еще час назад светило солнце, журчали ручьи, пели птицы. Ничто не предвещало возникновения гололеда. На сухом асфальте автомобиль отлично держит дорогу, шины прекрасно цепляются за поверхность, и вдруг машина поскальзывается и теряет управление. Беспомощно стрекочет АБС, и водитель теряет самообладание. Как поступить в такой ситуации? 

Не дергать руль 

Защититься от «черного льда» можно предельной бдительностью. Перед поворотами необходимо сбрасывать скорость загодя и подъезжать к виражу накатом. Тогда при безнадежном срабатывании АБС и фактическом отключении тормозов есть шанс миновать опасную ситуацию на малой скорости. 

Если автомобиль все же повело в вираже, то главное - не паниковать. Современные машины слушаются руля даже на льду. При повороте баранки автомобиль будет выполнять команды с некоторым запозданием. Порой проходит больше секунды, пока он зацепится и соизволит направить нос в сторону виража. Здесь важнее всего не перекрутить руль, не выворачивать баранку на полтора оборота вбок. Нужно корректировать траекторию небольшими штришками. 

«Черный лед» никогда не образуется на всей дороге. На полотне асфальта обязательно останутся участки с шершавой поверхностью. За них-то и зацепятся колеса. Но если они окажутся перекрученными в сторону, то и автомобиль мгновенно последует в сторону. Со стороны покажется, что его словно отстрелило в кювет. 

Грамотный водитель выставит колеса по направлению к выходу из виража и подождет, пока машина сможет выполнить эту команду. Если ее продолжает тянуть в сторону по инерции, это не беда. 

Обочина как спасение 

В любом случае есть обочина, где зацеп всегда хороший. Земля и гравий впитывают влагу, там не образуется зеркальной ледяной поверхности. И если автомобиль уже понесло под угрожающий треск АБС и удержаться на асфальте трудно, то лучше всего отпустить тормоз и вырулить на обочину. Там можно удержаться и бороться с заносом, разбрасывая по сторонам клочки мерзлой земли. В любом случае въехать в поворот по обочине гораздо легче, чем бороться с гололедом на асфальте и тормозить на его гладкой поверхности. 

Если же скользкий участок попался на прямой дороге и был обнаружен случайно путем легкого торможения и мгновенного срабатывания АБС, то его можно миновать накатом. Выпадение конденсата всегда локально и обычно прекращается через пару десятков метров. Автомобиль перескочит его. Ну а дальше на сухом асфальте можно уворачиваться и тормозить. 

Кстати, «черный лед» образуется только на ровной поверхности. Любые ямы и выщербины (а также разбитая поверхность старого асфальта) впитывают влагу и оставляют над коркой льда острые грани канавок и трещины. За них легко цепляется протектор шины. Поэтому в плохих дорогах тоже есть своя специфическая польза.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно