«Черный лед» зачастую образуется весной. Днем светит солнце и отогревает тяжелеющие сугробы. Вода струится по асфальту, и низины дорог покрываются лужицами. А сразу после захода солнца промерзлая земля отдает холод и превращает воду в зеркальные катки с идеально ровной поверхностью. Кроме того, влага может выпадать из атмосферы в качестве конденсата, а затем замерзать. На этих ледяных островках и возникают самые страшные аварии.
«Черный лед» имеет такое название, потому что неразличим в свете фар. Издалека он похож на асфальт и только лишь поблескивает в лучах головной оптики. Порой он немного темнее по оттенку и напоминает мокрые участки дорожного полотна. «Черный лед» может образоваться в любой части дороги. Ему подвластны и низины, и возвышенности, и даже скаты холмов. Его появление можно только предугадать. И то — по нескольким косвенным признакам. Обычно тонкая корка льда формируется в сумерках или перед рассветом при безоблачной погоде и при резком снижении температуры.
Встреча с «черным льдом» всегда неожиданна. Еще час назад светило солнце, журчали ручьи, пели птицы. Ничто не предвещало возникновения гололеда. На сухом асфальте автомобиль отлично держит дорогу, шины прекрасно цепляются за поверхность, и вдруг машина поскальзывается и теряет управление. Беспомощно стрекочет АБС, и водитель теряет самообладание. Как поступить в такой ситуации?
Не дергать руль
Защититься от «черного льда» можно предельной бдительностью. Перед поворотами необходимо сбрасывать скорость загодя и подъезжать к виражу накатом. Тогда при безнадежном срабатывании АБС и фактическом отключении тормозов есть шанс миновать опасную ситуацию на малой скорости.
Если автомобиль все же повело в вираже, то главное - не паниковать. Современные машины слушаются руля даже на льду. При повороте баранки автомобиль будет выполнять команды с некоторым запозданием. Порой проходит больше секунды, пока он зацепится и соизволит направить нос в сторону виража. Здесь важнее всего не перекрутить руль, не выворачивать баранку на полтора оборота вбок. Нужно корректировать траекторию небольшими штришками.
«Черный лед» никогда не образуется на всей дороге. На полотне асфальта обязательно останутся участки с шершавой поверхностью. За них-то и зацепятся колеса. Но если они окажутся перекрученными в сторону, то и автомобиль мгновенно последует в сторону. Со стороны покажется, что его словно отстрелило в кювет.
Грамотный водитель выставит колеса по направлению к выходу из виража и подождет, пока машина сможет выполнить эту команду. Если ее продолжает тянуть в сторону по инерции, это не беда.
Обочина как спасение
В любом случае есть обочина, где зацеп всегда хороший. Земля и гравий впитывают влагу, там не образуется зеркальной ледяной поверхности. И если автомобиль уже понесло под угрожающий треск АБС и удержаться на асфальте трудно, то лучше всего отпустить тормоз и вырулить на обочину. Там можно удержаться и бороться с заносом, разбрасывая по сторонам клочки мерзлой земли. В любом случае въехать в поворот по обочине гораздо легче, чем бороться с гололедом на асфальте и тормозить на его гладкой поверхности.
Кстати, «черный лед» образуется только на ровной поверхности. Любые ямы и выщербины (а также разбитая поверхность старого асфальта) впитывают влагу и оставляют над коркой льда острые грани канавок и трещины. За них легко цепляется протектор шины. Поэтому в плохих дорогах тоже есть своя специфическая польза.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть