Общественность периодически поднимает вопрос о том, что пора бы придумать какие-то ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий». Насколько это актуальные опасения? Разбирался «АиФ».
В 80 лет - на обследование
Как рассказали «АиФ» в пресс-службе УГАИ МВД, Госавтоинспекция не ведет статистики по ДТП, совершенным с участием людей старше 60 лет. Но, к сожалению, сообщения о дорожно-транспортных происшествиях с участием пожилых водителей все чаще мелькают в новостных лентах. Причем речь идет о людях, которые садятся за руль в преклонном возрасте. Вспоминается трагедия, произошедшая в апреле в Минске. 92-летний шофер на автомобиле «Хонда» сбил пенсионерку. Спасти минчанку не удалось.
По данным 24-й городской поликлиники спецмедосмотров г. Минска, число водителей пенсионного возраста (старше 60 лет), проходящих медицинское освидетельствование, составляет не более 12%.
Так, в 2016 году из 110 000 человек, прошедших водительскую медкомиссию, 12 000 (11%) были старше 60 лет. При этом водителей старше 70 лет значительно меньше - не более 2%.
Число водителей, признанных не годными к управлению транспортом по медицинским показаниям, - всего 0,2% обратившихся. При этом каждый пятый среди водителей, не допущенных к вождению по состоянию здоровья, - старше 60 лет.
- Введение запрета для всех людей определенного возраста не совсем верно. В нашей практике есть случаи, когда возрастные водители не уступают в физическом и умственном здоровье молодым, - пояснила «АиФ» врач-терапевт (заведующая отделением по освидетельствованию водителей) 24-й городской поликлиники спецмедосмотров г. Минска Ольга КАЛЕЧИЦ. - Такие случаи немногочисленны, но они есть. Согласно статистике водители в возрасте старше 85 лет практически не приходят к нам на медицинское освидетельствование. Но отсутствие медицинской справки не означает, что водитель не сядет за руль. Мы считаем необходимым на законодательном уровне внести в перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ, медицинскую справку на право управления транспортным средством.
Работать на «заслуженном»
Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и назначались женщинам с 55 лет, мужчинам - с 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но «оплата» старости не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность, иногда и «за баранкой».
Как правило, пожилые водители работают в службах такси, общественном транспорте.
Как сообщили «АиФ» в «Минсктрансе», на 31 июля 2017 года в организации из 4896 водителей эксплуатационного парка 236 человек были старше 60 лет (4,8%), из них 170 мужчин и 66 женщин.
Возраст кандидата при приеме на работу водителем общественного транспорта роли не играет. Основные критерии - стаж работы водителем и наличие медсправок о состоянии здоровья, подтверждающих право управлять транспортными средством.
Следите за здоровьем
- Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко обсуждается в мире, - говорит доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей ИЛЬНИЦКИЙ. - Однако все исследователи сходятся на том, что, если человек здоров, он в любом возрасте не намного теряет в скорости реакции: здоровые пожилые люди способны оперативно реагировать и обеспечивать безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает снижение памяти, способности концентрировать внимание и реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга. Коварство когнитивных расстройств - возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании анализа не только физического здоровья, но и когнитивных нарушений.
Специалист рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств в «третьем» возрасте только получает права, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.
В любом случае, независимо от возраста, перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель - это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Просто обычная цифра в паспорте.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть