2546

Для Lada нашли ABS. Как визит Нэнси Пелоси на Тайвань помог автопрому

Кризис с производством комплектующих для автомобильной электроники продолжается уже больше двух лет. Сначала говорилось о том, что виной тому пандемия коронавируса, однако сейчас обнажились и политические причины дефицита. Как нехватки чипов с Тайваня отразились на отечественном автопроме и какая продукция поможет их заменить?

Автомобильная электроника

В автомобилях используется около 40 электронных систем, работающих на основе управляющих микросхем. Чипы применяются в блоках управления мотора, ABS, ESP, в климатических установках или в мультимедийных устройствах. Без электроники невозможно представить современный автомобиль. По информации Bloomberg, из-за торговых войн США и Китая в 2020 году сократили производство ключевые поставщики микросхем — Infineon Technologies AG, NXP Semiconductors NV и STMicroelectronics NV. Крупные автомобильные концерны ощутили дефицит микрочипов. Проблемы испытывают концерны General Motors, Toyota, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat-Chrysler, Renault и другие. Российские АвтоВАЗ, ГАЗ, «Соллерс» тоже с 2020 года вынуждены были останавливать производство, из-за чего на рынке начал формироваться дефицит. Из-за нехватки комплектующих наблюдались сложности с поставками немецких систем ABS, ESP и производством российских систем ЭРА ГЛОНАСС. Цены на машины поползли вверх. Тайваньские поставщики не смогли резко нарастить производство, и уже к началу 2021 года дефицит чипов на мировом рынке составил около 30%.

Крупные концерны стали нести убытки. К примеру, Ford из-за недостатка компонентов выпускает партии некомплектных пикапов F-150. Альянс Stellantis (Fiat-Chrysler и PSA) сократил производство на 11%. По данным Financial Times, компания Toyota сообщила о сокращении операционной прибыли за II квартал 2022 года на 42%. За три месяца — с апреля по июнь — операционная прибыль японской компании составила 579 млрд иен (4,3 млрд долл.), в то время как ожидалось 824 млрд иен. Сразу после объявления о падении реальных прибылей акции Toyota снизились на 3,9%.

Зачем Америке Тайвань?

В будущем кризис микрочипов будет только нарастать. Визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань обрушил Тайваньский фондовый рынок. А Китай взял остров в кольцо блокады, что сразу отразилось на автомобильном производстве во всем мире. Крупнейший производитель полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC) на 90% обеспечивает потребности в электронике США и на 50% — электроники Европы.

Однако этот визит был вынужденным и отчасти намеренно провокационным. Дело в том, что американцы хотят перенести производство чипов из уязвимого Тайваня в США. Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси и глава компании TSMC Марк Лю обсудили выполнение американского законопроекта о мерах поддержки производителей микроэлектроники. На развитие американских программ импортозамещения будет выделено 52 млрд долл. TSMC на эти деньги построит крупный комплекс заводов по производству чипов в Аризоне. И через несколько лет Америка и Европа будут обеспечены чипами собственного производства.

Откуда электроника пойдет в Россию?

Ну а что же происходит в России? Ситуация вокруг Китая ускорила переговоры с китайскими производителями электроники.

Президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что завод нашел поставщиков электронных систем из Китая и приступит к производству автомобилей Lada Granta с новыми подушками безопасности и с ABS китайского производства. Поставщиком электронных систем будет компания Trinova, которая изготавливает автомобильные блоки ABS на заводе в Тяньцзине. Затем продукцию Trinova адаптируют и для других моделей АвтоВАЗа.

Что касается УАЗ, то завод начал искать альтернативу санкционному немецкому Bosch еще в 2019 году, для чего рассматривал продукцию китайской фирмы APG (Zhejiang Asia-Pacific Mechanical Electronic). В общем, сейчас китайская электроника может заменить на российском конвейере продукцию на основе тайваньских чипов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно