Кризис с производством комплектующих для автомобильной электроники продолжается уже больше двух лет. Сначала говорилось о том, что виной тому пандемия коронавируса, однако сейчас обнажились и политические причины дефицита. Как нехватки чипов с Тайваня отразились на отечественном автопроме и какая продукция поможет их заменить?
Автомобильная электроника
В автомобилях используется около 40 электронных систем, работающих на основе управляющих микросхем. Чипы применяются в блоках управления мотора, ABS, ESP, в климатических установках или в мультимедийных устройствах. Без электроники невозможно представить современный автомобиль. По информации Bloomberg, из-за торговых войн США и Китая в 2020 году сократили производство ключевые поставщики микросхем — Infineon Technologies AG, NXP Semiconductors NV и STMicroelectronics NV. Крупные автомобильные концерны ощутили дефицит микрочипов. Проблемы испытывают концерны General Motors, Toyota, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat-Chrysler, Renault и другие. Российские АвтоВАЗ, ГАЗ, «Соллерс» тоже с 2020 года вынуждены были останавливать производство, из-за чего на рынке начал формироваться дефицит. Из-за нехватки комплектующих наблюдались сложности с поставками немецких систем ABS, ESP и производством российских систем ЭРА ГЛОНАСС. Цены на машины поползли вверх. Тайваньские поставщики не смогли резко нарастить производство, и уже к началу 2021 года дефицит чипов на мировом рынке составил около 30%.
Крупные концерны стали нести убытки. К примеру, Ford из-за недостатка компонентов выпускает партии некомплектных пикапов F-150. Альянс Stellantis (Fiat-Chrysler и PSA) сократил производство на 11%. По данным Financial Times, компания Toyota сообщила о сокращении операционной прибыли за II квартал 2022 года на 42%. За три месяца — с апреля по июнь — операционная прибыль японской компании составила 579 млрд иен (4,3 млрд долл.), в то время как ожидалось 824 млрд иен. Сразу после объявления о падении реальных прибылей акции Toyota снизились на 3,9%.
Зачем Америке Тайвань?
В будущем кризис микрочипов будет только нарастать. Визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань обрушил Тайваньский фондовый рынок. А Китай взял остров в кольцо блокады, что сразу отразилось на автомобильном производстве во всем мире. Крупнейший производитель полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC) на 90% обеспечивает потребности в электронике США и на 50% — электроники Европы.
Однако этот визит был вынужденным и отчасти намеренно провокационным. Дело в том, что американцы хотят перенести производство чипов из уязвимого Тайваня в США. Спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси и глава компании TSMC Марк Лю обсудили выполнение американского законопроекта о мерах поддержки производителей микроэлектроники. На развитие американских программ импортозамещения будет выделено 52 млрд долл. TSMC на эти деньги построит крупный комплекс заводов по производству чипов в Аризоне. И через несколько лет Америка и Европа будут обеспечены чипами собственного производства.
Откуда электроника пойдет в Россию?
Ну а что же происходит в России? Ситуация вокруг Китая ускорила переговоры с китайскими производителями электроники.
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что завод нашел поставщиков электронных систем из Китая и приступит к производству автомобилей Lada Granta с новыми подушками безопасности и с ABS китайского производства. Поставщиком электронных систем будет компания Trinova, которая изготавливает автомобильные блоки ABS на заводе в Тяньцзине. Затем продукцию Trinova адаптируют и для других моделей АвтоВАЗа.
Что касается УАЗ, то завод начал искать альтернативу санкционному немецкому Bosch еще в 2019 году, для чего рассматривал продукцию китайской фирмы APG (Zhejiang Asia-Pacific Mechanical Electronic). В общем, сейчас китайская электроника может заменить на российском конвейере продукцию на основе тайваньских чипов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть