Еще четыре месяца назад руководство АвтоВАЗа заявляло, что не видит перспектив в российских разработках и планирует полностью перевести всю модельную линейку на французскую модульную платформу CMF. Предлагалось превратить Lada в филиал румынской Dacia. Однако обстоятельства изменились, и теперь уже новый генеральный директор АвтоВАЗа не видит экономической выгоды во французских интеллектуальных наработках. Поэтому выпуск уже полюбившихся моделей на базе иностранной архитектуры B0, которая использовалась в совместных моделях Lada Largus и X-Ray, может быть окончательно свернут. Чем вызван отказ от них?
Можем, но не хотим
Разговоры о возобновлении производства популярных французских моделей идут с момента его прекращения, то есть с марта 2022 года. По соглашению с Renault бренд Lada вправе использовать технические наработки партнеров после их ухода из России. АвтоВАЗ может даже организовать выпуск внедорожника Duster под брендом Lada. Не возбраняется выпускать и другие машины, доставшиеся в наследство от былого сотрудничества. Однако после экономических расчетов и анализа рынка руководство АвтоВАЗа уже не настолько оптимистично смотрит на возможность подобного решения.
На заводе в Тольятти — три производственных линии. На одной с июня собираются «антикризисная» Lada Granta без ABS и подушек безопасности. Вторая уже подготовлена для масштабного выпуска внедорожников Niva. А на третьей собирались машины на платформе B0, такие как Largus и X-Ray. Эта линия не функционирует.
В интервью РИА «Новости» президент АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал о своем видении перспектив их производства: «Мы можем запустить Lada Largus в ближайшее время, но вопрос в том, как долго мы сможем поддерживать это производство. Запасов автокомпонентов на АвтоВАЗе сейчас недостаточно для выпуска модели в тех объемах, в которых она производилась в предыдущие периоды времени. Очень большой объем различных узлов и деталей попал в санкционные списки, соответственно, в любой момент поставки могут быть прекращены. Тогда запуск производства Largus в полном объеме окажется неэффективным».
Правда, на фоне ухудшающейся ситуации с поставками автокомпонентов из Европы переговоры с бывшими партнерами не прекращаются. Есть мнение, что поставки для Lada Largus будут вестись не через локализованных, а через глобальных поставщиков. Тогда ситуация облегчится.
«Что касается Lada X-Ray, — продолжает Максим Соколов, — то это достаточно популярный кроссовер, который хоть и выпускался небольшими партиями, но на него всегда был свой покупатель. По нему уровень локализации еще ниже, чем у Largus. Модель находится под еще большими рисками, поэтому производить X-Ray в 2022 году мы не будем».
Экономические причины
Руководство АвтоВАЗа опасается, что резкие нарушения поставок комплектующих из-за рубежа могут еще больше сказаться на функционировании конвейера и ударить по экономике предприятия. Но основная причина кроется в другом, а именно в роялти.
Роялти — этo периодические плaтeжи, пepeчиcляeмыe фpaнчaйзepy (влaдeльцy лицeнзии) зa иcпoльзoвaниe aвтopcкиx пpaв, бизнec-мoдeли или инcтpyмeнтoв. То есть за использование платформы французской BO предприятию придется осуществлять peгyляpныe oтчиcлeния пo кoнтpaктy.
«Роялти - это тоже один из элементов, по которому мы оцениваем целесообразность запуска той или иной модели, — рассказал Максим Соколов. — Это касается и других автомобилей модельного ряда Renault, которые по соглашению мы имеем право выпускать. С точки зрения необходимости выплаты роялти, которые практически заберут у нас всю маржу, это работа практически вхолостую с точки зрения бизнес-модели АвтоВАЗа. Да еще и отягощена теми рисками, о которых я сказал ранее, поэтому мы тоже учитываем это в принятии решения».
По этой же причине в среднесрочной перспективе решено отказаться от внедорожника Duster, на решетке радиатора которого разрешалось размещать логотип Lada. В отношении внедорожника руководство видит те же самые риски, как и по Lada X-Ray. Из-за достаточно низкой локализации Duster и высокой доли санкционных автокомпонентов возобновлять выпуск модели в 2022 году достаточно рискованно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть