На севере Африки есть немало стран, привлекающих путешественников своим колоритом и экзотикой. Это и Марокко, и Иордания, и Египет, и Оман и, конечно, Тунис.
Причин тому в истории кроется множество: от Древнего Рима до сегодняшних дней. После событий «арабской весны», во время которой Ближний Восток лихорадило так, что казалось, эта часть современного мира надолго будет закрыта для посещений, чей-то коллективный разум восторжествовал, спокойствие восстановилось, границы открылись, надеюсь, надолго.
И неважно, что сыграло главную роль: правильная политика государственных лидеров или крупные вложения иностранного капитала в инфраструктуру туристического бизнеса. Во всяком случае, поездки в эти страны интересны, многоплановы и безопасны так же, как прогулка с детьми по парку им. Горького в Минске.
Для меня же Тунис стал страной веселых приключений.
Ни для кого не секрет: хочешь лучше узнать страну – сходи на городской рынок. Особенно, если это относится к Востоку. Там и на что посмотреть, найдется, и пообщаешься с местными торговцами вдоволь.
В мединах всех стран Северной Африки владельцы маленьких лавочек (я не знаю, почему) называют меня Али-Бабой. Подобное обращение ко мне я слышу не в первой арабской стране, и это немного льстит. Потому что Баба в переводе с персидского означает Отец, а Али – имя двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда.
Но стоило мне однажды перед продавцами похвастаться своими познаниями в истории имен, они дружно рассмеялись:
̶ Мы не потому называем тебя Али-Бабой, думая, что ты родственник пророка. Ты просто обыкновенный бандит, который торгуется с нами так, что мы можем стать банкротами. И ничего в результате не покупаешь.
Что есть, то есть. Обычно я прихожу в медину не для того, чтобы что-нибудь купить, а просто погулять по улицам старого города, где по утрам мелкие лавочники раскладывают свой товар, а с заходом солнца сворачивают торговлю.
Тату с огромной скидкой
В первый же день моего пребывания на Востоке я нахожу мастеров тату (как правило, там же, в медине), которые рисуют мне хной на руке графическое изображение скорпиона. Он дорог мне как память об укусах. Я знаю, эта работа занимает не более двух минут, и мне известна ее стоимость, потому платить за нее по повышенному тарифу не планирую. Художник объявляет мне цену «как для друга» - 65 динаров (25 долларов). Я с невозмутимым лицом говорю:
- Один динар.
Оппонент обеими руками хватается за свою коротко стриженную голову, раскачивает ее из стороны в сторону, словно пытаясь оторвать, взывает к Аллаху, снижает стоимость до 35, угрожая утопиться в море, если я не соглашусь. Таким же каменным голосом, но уже слегка улыбаясь, я повышаю ставку до 2 динаров.
- Послушай, Али-Баба, ну что для тебя каких-то 10-15 долларов? В твоей пещере богатства не счесть, а тут – такая красота! - Он возмущается, но его лицо сияет и улыбается оттого, что я соблюдаю главный принцип рынков Востока – обязательно торговаться. И чем острее будет наш спор, тем больше удовольствия мы оба получим.
- Моя белорусская пещера не так богата. Могу заплатить тебе 5 динаров. И это все, что могу сделать для тебя, - отвечаю ему и собираюсь уходить.
Тут неизвестно откуда появляется человек, очень большой и очень добрый. Он останавливает меня:
- Не уходи, давай за 5.
Берет своими огромными ручищами крохотную кисточку и через полторы минуты нарисованный скорпион ползает по моей руке. Оказывается, тот человек, который собирался утопиться, был всего лишь посредником, зазывающим туристов приобщиться к традиционной тунисской забаве - рисованию хной.
Пять динаров были наши - стали ваши. Таким образом, получив право на суперторг, отправляюсь в медину.
По узким и кривым улочкам старого города с белыми домиками, синими ставнями на окнах, резными деревянными воротами и коваными железными калитками долго плутаю по лабиринту и, конечно же, захожу в лавочки торговцев, тем более каждый из них зазывает «только посмотреть».
Кожа
Подумать страшно, сколько верблюдов и антилоп безвинно полегли бы в бою с человеческой алчностью и невежеством. А ведь именно из их кожи, как утверждают местные продавцы, изготовлены все ремни, сумки, рюкзаки и портфели, которыми они торгуют. Но, как говорил наш великолепный гид Алекс, человек энциклопедических знаний, на мединах Туниса есть только бараны и овцы. Причём, одни продают, другие покупают.
Современные технологии производства кожзаменителя настолько совершенны, что даже специалисты не сразу могут отличить натуральное изделие от искусственного. К тому же вещи тут продают добротные, возможно, даже качественные, а из чего они сделаны, какая разница. За небольшую женскую сумку просят 140 динаров, отдают за 20, за ремень начинается торг с 120, заканчивается 15, солидный мужской портфель оценивали в 300, а потом шли за мной следом, прося купить за 40.
Специи
Тот же гид Алекс на вопрос, где купить специи, ответил корректно:
- Я не знаю, какого качества и какой свежести они в медине. Я покупаю их в специализированных магазинах, куда ходят местные жители.
Но как же я не зайду в лавку, в которой сладкие и горькие перцы, куркума, кари, кориандр и даже шафран продают по цене 1 динар за стаканчик? Зайду, конечно, но ничего не куплю. Тут и торговаться не надо, куда уж меньше – 40 американских центов за 100 граммов. Это уже точно не специи! А настоящие купил без торга в том самом магазине для местных. Они стоили гораздо дороже, но, поверьте, качество их великолепно.
Сувениры
Если бы я собирал магнитики, мне надо было бы поставить на кухне 4 или 5 холодильников. Но я эти сувениры даже не рассматриваю. А вот что касается посуды с арабскими узорами, в которые можно положить фрукты или подать к столу свежеприготовленный плов и другую снедь, выбор её в медине велик. Большие тарелки стоят 100-120 динаров, я купил по 15. И, думаю, переплатил.
Золото и серебро
Вот чего-чего, а ни того, ни другого на городских рынках нет. Но есть изделия из якобы драгоценных металлов, на которых вы найдёте и пробу, и получите сертификат соответствия. Но при самом ближайшем рассмотрении несложно определить, что золото 18 карат - не более чем томпак (сплав алюминия, меди, латуни, никеля), а золота там и рядом не было. Я хожу на рынки с маленькой баночкой йода и, если у меня есть желание купить золотое украшение, прошу разрешения у продавца проверить товар. Чаще всего это заканчивается фразой:
- Ты точно бандит, Али-Баба. Ты хочешь меня разорить!
То же и с серебром. Знаете ли вы: если капнуть йодом на золото или серебро, место соприкосновения этих двух химических элементов может стать либо черным, либо белым? В первом случае металл настоящий, правда, неизвестно какой пробы, во втором – дешевая подделка. Потому, когда я захожу в африканские магазинчики с баночкой йода, меня всегда угощают чашкой кофе, сигаретой и не предлагают свой товар.
Может сложиться впечатление, что тунисские, марокканские, иорданские медины- сплошной обман. Вовсе нет! Персидские ковры ручной работы, керамическая и глиняная посуда, замечательные картины художников - все это можно, торгуясь и сбрасывая цену в 10 раз, покупать, если это кому-то необходимо. И не важно, из чего сделаны сумка или ремень, вы забудете о её происхождении сразу же по возвращении домой. Дешевыми специями тоже ещё никто не отравился, и вы приготовите своим друзьям кус-кус и не забудете упомянуть, что особый вкус блюду придаёт тунисский перец и куркума. И друзья непременно скажут: «Как вкусно!» Потому что вы готовили его с душой и любовью. И золотое колечко за 10 долларов никого не обанкротит. Ну потемнеет: протрете лимонной кислотой, будет сверкать, как настоящее.
Важно вовсе не это. Важно общение. С людьми, которые живут на другом континенте, которые рады вас видеть, несмотря на то что жизнь их не так легка, как может показаться.
А что я вспомню от посещения медины? Шикарную старую крепость, возвышающийся над цитаделью минарет, резные ворота домов, петунии в горшках на окнах, бугенвилию и рододендроны в палисадниках, снующую под ногами армию котов, берег синего моря, огромные камни-валуны на набережной, рыбаков, собирающих сети и отправляющихся за рыбой, городскую скульптуры трёх русалок с жасминами на пирсе, пиратские корабли, стоящие на рейде, солнце и простых, самых-самых обыкновенных жителей города Хаммамета, с которыми мне было легко и уютно. Несмотря на то, что злой Али-Баба ничего не купил.
Но это же еще не конец историй с компанией ИНТЕРСИТИ – легкость путешествий.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть