Моя подруга Ольга – профессиональный переводчик, лингвист, а по второму высшему образованию – журналист-международник с немалым опытом работы в крупном медиахолдинге. Но была у нее давняя мечта – открыть собственный ресторанчик. Дело это достаточно затратное, хлопотное, да и не факт, что выгорит. Но случился кризис (а ведь кризис – время новых возможностей), и Оля, получив поддержку мужа и друзей, решила оставить журналистику и попробовать свои силы в организации «общепитного» дела. Начала с малого – с уличной еды. На нескольких московских фестивалях стрит-фуда её проект «На чай» – а Ольга придумала предлагать гостям необычные, малоизвестные и необыкновенно вкусные сорта чая вприкуску с фееричными домашними вафлями (тоже весьма оригинальными - начиненными брынзой с лососем, ягодным муссом и другими вкусностями) – стал настоящим открытием для столичной публики. Вафли пошли на ура. И хотя бизнес пока не принес Ольге дивидендов, но попадание «в тренд» очевидно.
Быстро, полезно, модно
Организация гастрономических фестивалей уличной еды – еще одна тенденция последних лет. На Западе пошли дальше и превратили это в своего рода игру или даже флэшмоб. В начале 2000-х в США зародилась мода на очень необычный формат – то тут, то там стали появляться «поп-ап» рестораны (от англ. pop up – «всплывать»), или, проще говоря, рестораны-однодневки. Как это работает? Участники «поп-ап» акции договариваются о времени и месте (а локации могут быть весьма неожиданные – заброшенная стройка, старинная фабрика, дрейфующий паром, ангар или гараж в конце концов…), где на день-два откроется временное заведение общественного питания. Кто узнает, тот придет. Как показывает практика, сарафанное радио работает великолепно и недостатка в клиентах на таких акциях не бывает. Зачем? Да скучно уже ходить в обычные рестораны, хочется получить новый опыт! А во временном заведении можно пойти на любые смелые кулинарные эксперименты – почти как у себя на кухне, только делать это будут именитые повара или те, кто еще только стремится покорить кулинарный олимп.

Уличная еда во всем мире все больше отдаляется от категории «дешево – просто – вредно» и становится своего рода соревнованием в оригинальности, креативном подходе к приготовлению быстрой еды, причем полезность и вкусовые качества все чаще выходят на первый план. Чего только не предлагают новые «стрит-фудеры», опирающиеся на региональные кулинарные традиции: органические бургеры с олениной, домашние тортильи, нафаршированные продуктами, выращенными местными фермерами, киноа с разнообразными добавками… Химчи, арахисовый хумус, суширритто (да-да, суши + бурритто)… Список можно продолжать бесконечно, но лучше не на голодный желудок.
Свежесть – залог вкуса
Образно тенденцию «облагораживания» стрит-фуда нового поколения можно описать фразой: высокая кухня выходит на улицу. Великий повар, гуру французской кухни, кавалер трех мишленовских звезд Жоэль Робюшон давно предупреждал, что высокая кухня со временем «станет синонимом хорошей». Так и есть. Если раньше получить самый изысканный сервис и посмаковать «мишленовские» деликатесы можно было в супердорогом ресторане, где сумма среднего чека едва укладывалась в диапазон 200-300 евро за ужин, то сегодня во всем мире в мегаполисах и маленьких городках открываются немало заведений новой волны.
Взгляните на престижнейший ежегодный рейтинг 50 лучших ресторанов мира (The World’s 50 Best Restaurants Awards). Большинство этих образцовых заведений удивительно просты в интерьере, совершенно неприметны, по-семейному приветливы, относительно демократичны по цене (50-70 евро за ужин). Хороший тон для современных ресторанов – делать акцент не на внешних «фишках», а на качестве, свежести и экологичности продуктов и продуманном до мелочей меню.

По мнению Ивана Шишкина, шеф-повара и совладельца нескольких московских ресторанов и стрит-фуд проектов, очевиден курс на сближение расценок сегментов Fine Dining и Casual. «Высокая кухня дешевеет из-за кризиса, снижения спроса, а средний сегмент, напротив, дорожает. Поэтому не стоит удивляться, когда в мишленовском ресторане вы можете получить за 40 евро совершенно фантастический сет, и тут же за углом в забегаловке потратить примерно столько же непонятно на что», - замечает Иван.
Медленная еда
Как же не прогадать, например, во время путешествия в незнакомом городе? Во-первых, не забывать про Интернет. Никогда не повредит просмотреть рейтинги и мишленовские гиды, советы «бывалых» и колонки ресторанных критиков. Во-вторых, обращать внимание, на чем сделан акцент при составлении меню. Один из главных ресторанных трендов в мире – упор на местные продукты, сезонные овощи-фрукты, свежесть и натуральность. На первый план в меню действительно хороших ресторанов выходят овощи, в идеале – те, которые попадают на кухню от местных фермеров, буквально «с земли на стол». Мясо, рыба и морепродукты продолжают крепко удерживать свои позиции – но опять же: они должны быть исключительно свежие.
Именно на этих принципах строится набирающая популярность в Европе и мире нордическая кухня. Шеф-повар ресторана Sjömagasinet в шведском Гётеборге Ульф Вагнер называет себя адептом этого направления. «Новая нордическая кухня основана исключительно на продуктах локального производства. Чем ближе, тем лучше. В идеале – произрастает (или разводится) в пределах 25 км от ресторана. Задача повара – максимально раскрыть натуральный вкус продукта. Во время готовки я минимально смешиваю вкусы», - говорит Ульф и добавляет, что этот подход называется у профессиональных поваров «Slow Food» (с англ. «медленная еда»). Это популярное ныне направление в современной кулинарии, когда основные блюда готовятся долго (иногда сутки и больше!) при относительно низком жаре. Изюминку блюдам придает не столько сочетание продуктов, сколько вкусовые акценты. Ульф Вагнер, как и другие повара-ценители нордической кухни, приправляет свою восхитительную оленину, лосятину, дикую птицу, грибы, корнеплоды травами, полевыми цветами, семенами и другими достаточно необычными в нашем понимании «специями».

Кстати, такой подход может гармонично вписаться в белорусский ресторанный формат новой волны, особенно если разработать меню с учетом национального колорита и проверенных временем технологий. Ведь наши бабушки тоже нередко ставили тушиться «бульбу», выращенную на ближайшем огороде, в чугунок в остывающую печь чуть ли не на всю ночь – блюдо восхитительное в своей простоте! Ну чем не «Slow Food»?
Драники, колдуны, пызы... Но наши предки питались не только картофелем!
Зачем нужно чавкать в Китае. Как вести себя за столом в разных странах
Что можно съесть в ресторане объедков?
Кулинарные ошибки. Какие блюда были придуманы случайно
Черногорский колорит. Чем привлекательна балканская страна для туристов?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть