aif.ru counter
896

Владимир Максимков: «Нам надо понять, какое кино создавать»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 18 02/05/2017
«Мне кажется, что слова «почти как в Голливуде» - это приговор творческому продукту».
«Мне кажется, что слова «почти как в Голливуде» - это приговор творческому продукту». © / АиФ

Споры о том, каким должно быть белорусское кино, чтобы заинтересовать как внутреннего, так и зарубежного зрителя, то затухают, то разгораются с новой силой.

Все точки зрения имеют право на существование, как и та, которой с «АиФ» поделился продюсер, режиссер Владимир МАКСИМКОВ - основатель конкурса малобюджетного альтернативного кино «Киноварка». Для многих молодых белорусских режиссеров площадка кинофорума, который, к сожалению, уже не проводится, стала первой пробой пера и, смеем надеяться, дала возможность поверить в свои силы, чтобы дальше заниматься любимым делом. Сегодня Владимир в основном занимается продюсированием телевизионных и интернет-проектов.

- Владимир, часто приходится слышать мнение, что белорусские кинематографисты не могут занять свою нишу, а грешат созданием вторичного продукта, пытаются копировать то, что уже было создано, и неоднократно.

- Действительно, что нам делать: продолжать снимать военное кино, на котором мы набили руку? Или пытаться «лепить» блокбастеры? Мое мнение как продюсера: нет смысла пытаться производить блокбастеры и прочие дорогие коммерческие фильмы, поскольку конкурировать на этом поле мы не в силах. Нам не удивить таким продуктом зрителей ни на внутреннем рынке, ни тем более на внешнем. От индустрии мирового коммерческого кино мы сильно отстали не только технологически, но - главное - образом мышления. Поймите, коммерческое кино - это серьёзнейший бизнес, включающий в себя маркетинг, развитую систему продюсирования, финансовые институты, современные бизнес-схемы и систему продаж, рекламу и пиар, изучение аудитории, социологические и психофизические исследования, новейшие технологические и научные разработки, сложнейшее производство, профессиональную подготовку кадров, опыт и традиции, в конце концов.

В чем же выход для нас? Искать свои ниши. Для своего внутреннего рынка - это одна история. Для рынка внешнего - совсем другая: чем мы можем быть интересны миру? А для этого нужно провести серьезное маркетинговое исследование и широкую дискуссию творческих и административных сил с приглашением иностранных экспертов - это важный нюанс. Любые собственные внутренние обсуждения у нас заканчиваются выяснениями отношений: кто у кого «утянул» бюджет. А нам нужно понять, какое кино снимать. Было бы полезно разобраться, кому, например, выделять финансовую помощь государства, кому необходимо обеспечить преференции, кому, допустим, выделить дополнительные средства для «раскрутки» и продвижения уже созданной продукции. А кому - просто не мешать. И очень важно посчитать и экономически обосновать, какие средства стоит выделять на создание фильмов. Неплохо бы изучить опыт соседних стран. К примеру, в Литве, Латвии есть интересные разработки программ поддержки кинематографа: налоговые льготы, компенсации затрат на кинопроизводство, привлечение зарубежных продюсеров и инвестиций, поведение кинорынков, включающих встречи между локальными и иностранными экспертами. Снимается десяток-полтора по мировым меркам малобюджетных фильмов, которые могут окупиться в прокате внутри страны. Совершенно непонятно: зачем белорусам вкладывать в кинофильмы миллионы долларов, которые никогда не будут «отбиты» в прокате? На мой взгляд, это необоснованная трата бюджетных средств. С другой стороны, создатели коммерческого кино вольны привлекать столько спонсорских денег, сколько считают нужным и сколько смогут. Главное, что при этом они не заглядывают в кошелек налогоплательщиков.

Догнать и обогнать?

- Еще одна больная тема: каким все-таки должно быть национальное белорусское кино?

- Почему-то считается, что если в кадре все будут ходить в вышиванках, сеять рожь и любоваться зубрами - это будет белорусское национальное кино… Национальное кино - это не атрибуты, а философия, свой взгляд на мир. Когда мы сможем показать миру, как смотрим на жизнь, как по-своему отвечаем на общечеловеческие вопросы, найдем художественные приемы, чтобы это передать, то станем интересны другим.

- Сейчас российские кинематографисты всячески пытаются удивить мир своим взглядом…

- Но, к сожалению, это не свой взгляд, а попытка «догнать и обогнать Америку». Мне кажется, что слова «почти как в Голливуде» - это приговор творческому продукту. Он обречён быть бледной копией. Этот путь тупиковый: большинство недавно снятых коммерческих фильмов не могут похвастать успешным прокатом. Ни широко разрекламированный «Викинг», ни «Время первых». Почему-то нет отзвука в сердцах зрителей. Кроме того, давайте помнить, что кино - это ещё и способ продвижения страны в мире.

Ждали своего часа

- Признайтесь, а что может сказать миру фильм «Каин» режиссера Максима Носова, снимать который помогала ваша компания?

- Этот фильм был закончен пять лет назад, а снимался почти девять лет: фактически мы стали одними из первых создателей независимого белорусского кино, на которое не было потрачено ни копейки государственных средств. А началось с того, что в нашу компанию пришел талантливый режиссер Максим Носов и рассказал о своей мечте снять кино по библейским мотивам. И его энергия, трудоспособность и терпение в сочетании с нашей помощью и бескорыстным участием в проекте множества талантливых людей привели к результату. «Каин» предлагает личностный взгляд на мир, который может быть интересен, надеюсь, не только зрителям Беларуси. О чем этот взгляд? О вечном. «Каин» - это авторское прочтение известных библейских сюжетов: первого убийства в истории человечества, совершенного Каином, и притчи о блудном сыне и его возвращении. «Каин» раскрывает не только извечную тему покаяния: в многообразии и бесконечности человеческих историй фильм становится сагой о смысле жизни.

- Интересно, почему вы, как продюсер, который изначально должен считать деньги и во всем искать выгоду, помогали проекту, который вряд ли будет иметь коммерческий успех?

- По моему убеждению, нужно поддерживать некоммерческое искусство, которое не очень популярно и заведомо не может быть выгодно продано. Это вопрос нашей культуры, нашей истории, воспитания, развития. Сейчас, когда в обществе то и дело возникают дискуссии о самоидентичности, о национальном самосознании, о путях развития своего кинематографа, о нашем месте в мировом сообществе, мы решили, что можем показать этот фильм. И использовать показ как повод для дискуссии: камо грядеши, национальное кино? Куда идти, как развиваться, о чём говорить миру? Хотя надо понимать, что путь этот будет долгим: кино - отражение мировоззрения, а мы в Беларуси пока ещё сами о себе, своей истории и своем месте в мире далеко не всё поняли и даже между собой никак не можем договориться…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых