Народный танцевальный клуб «Мара» ДК Минского тракторного завода (МТЗ) – лауреат специальной премии президента – осенью отметил свое 60-летие.
Сплоченную команду танцоров хорошо знают как профессионалы, так и любители спортивного и бального танца и в Беларуси, и за её пределами.
И во многом в этом заслуга его бессменного руководителя – заслуженного работника культуры Лидии Петровны КАЦ-ЛАЗАРЕВОЙ.
Приехала и… осталась
Гордая осанка, лучезарный взгляд и легкая походка – лучшее доказательство того, что танец продлевает молодость и дарит вдохновение. «Это все танцы довели меня до такой жизни», – улыбается Лидия Петровна.

Лидия увлеклась танцами благодаря подруге, которая привела её в танцевальный клуб. Страсть к танцу Лидии привил Макс Самуилович Кац, ставший не только ее тренером, но и мужем. Он вырос в семье потомственных хореографов.
Поскольку столицей бальной хореографии в 1960-х была Литва, 18-летняя Лидия решила перебраться поближе к центру Европы. Так, девушка приехала в Минск и создала тогда еще в БССР школу спортивно-бального танца, которая существует до сих пор.
Чтобы овладеть танцевальной терминологией на английском языке, она сначала пыталась поступить в иняз на переводческое отделение. Но не хватило всего половины балла. На следующий год уже не поступала. «Домой не вернусь!» – решила Лидия.
Как-то раз она зашла в только что построенный Дворец культуры МТЗ. Ее взяли руководителем кружка современных бальных танцев на испытательный срок. Так что 1 сентября 1965 года можно считать днем рождения спортивно-бальных танцев в Беларуси. Первые ученики, их было всего восемь, – инженеры, бухгалтеры, экономисты – занимались по вечерам четыре раза в неделю. В клубе учились танцевать вальс, польку, танго, ча-ча-ча, полонез.
Вскоре возникла идея создать студию для профессионального развития, и кружок превратился в клуб «Мара», который существует и по сей день.
Под строгим контролем
В советские годы занятия в клубе проходили под строгим контролем партийных идеологов. Они внимательно следили за репертуаром, опасаясь «буржуазного» влияния.
«Меня даже обвиняли в пропаганде чуждых ценностей, – рассказывает Лидия Петровна. – Но мы находили выход из положения».
Чтобы избежать запретов и лишнего внимания, прибегали к хитрости: просто не называли танцы «опасными» именами. Вместо танго объявляли ритмический танец, а ча-ча-ча маскировался под «быстрый». Такие уловки помогали сохранить любимые танцы в репертуаре и продолжать заниматься творчеством, несмотря на существующие ограничения.
«Топтунов» не было
С конца 1960-х в Минске стали популярны танцевальные площадки под открытым небом. В парке у тракторного завода, по воспоминаниям Лидии Петровны, собиралось до тысячи человек.
«Эти места в народе прозвали «корчи». Помню, мы там тоже проводили уроки и устраивали показательные выступления, – рассказывает Лидия Петровна. В те времена, с шестидневной рабочей неделей, люди трудились не покладая рук. Походы в рестораны были недоступной роскошью, да и не поощрялись. Поэтому вечером молодежь устремлялась на танцплощадки –мужчины и девушки знакомились, танцевали, влюблялись и создавали семьи. В моде были парные танцы: вальс, полька, па-де-грасс. Даже если не хватало кавалеров, девушки танцевали друг с другом. Но, что интересно, "топтунов" тогда не было – люди действительно танцевали!»
Научим танцевать всех!
Сегодня в танцевальном клубе «Мара» можно встретить разных людей, хотя костяк, конечно, составляют работники МТЗ – рабочие, сталевары, слесари. Одним словом, люди, которые поддерживают, расширяют позиции масштабного проекта МТЗ «Мы танцуем здОрово, здорОво». Самой возрастной ученице 83 года, и она с удовольствием занимается танцами уже третий год!

Интересная особенность: на занятиях всегда ощущается нехватка партнерш. Видимо, мужчины более охотно приходят учиться танцевать. Впрочем, и молодежь тоже не обходит увлечение танцами стороной.
Каждые три месяца клуб проводит танцевальные салоны (вход бесплатный). Это прекрасная возможность для учеников клуба продемонстрировать свои успехи, а для друзей и родных – насладиться их талантом и поддержать.
«Он и ОНА»
Как утверждает руководитель клуба, танцы доступны каждому, и в "Маре" научат танцевать всех!
«Конечно, многие люди боятся, стесняются. Но мы никого не заставляем сразу выходить на паркет для разучивания танцевальных фигур, и даже имея танцевальный опыт, выступать на сцене, - говорит Лидия Петровна, которая, кстати, до сих пор преподает танцы. – Я прикладываю много усилий, чтобы человек, который приходит к нам на занятия, получал удовольствие от танца! Хочется, чтобы наши ученики могли блистать на наших вечерах и других праздниках, республиканских и международных конкурсах, чувствуя себя уверенно и комфортно на танцполе».
Клуб "Мара" с особым трепетом относится к своим ученикам старшего возраста. Специально для них создан и действует проект "Он и ОНА", призванный помочь пожилым парам отвлечься от повседневной рутины, расширить круг общения, обрести уверенность в себе и, конечно, быть счастливыми.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть