1 июля в России вступает в силу закон о запрете на употребление нецензурной лексики в кино, театре и на телевидении, вызвавший в последнее время немало дискуссий. Что будет с новыми российскими фильмами, не успевшими выйти в прокат до июля, — вопрос, волнующий и режиссёров, и продюсеров, и критиков, и потенциальных зрителей. За нарушения штрафовать будут если не съёмочную группу, то кинотеатры, так что авторам остаётся либо оставить надежды на широкий прокат, либо переозвучивать и «запикивать» свои творения.
26 июня, за несколько дней до вступления закона в силу, на Московском кинофестивале состоялась премьера нового фильма «enfant terrible» отечественного кинематографа Валерии Гай Германики «Да и да», разделившего зрительскую аудиторию на два лагеря: одни посчитали картину шедевром, другие — проходной и неудачной. За историей о первой любви художника Антонина (Александр Горчилин) и школьной учительницы Саши (Агния Кузнецова) скрывается, по задумке создателей, метафизический рассказ о чудодейственной и одновременно губительной силе искусства. «Да и да» сумел выделиться на фоне откровенно слабой конкурсной программы и принес режиссёру награду ММКФ, но в контексте творчества самой Германики стал скорее разочарованием. Привычная «дрожащая» камера и съёмки с руки, известные российские художники в эпизодических ролях (арт-дуэт Дубосарский — Виноградов и Пахом), очередная невозможная любовь — привычный для Германики набор в данном случае «приправлен» поэтическими постановочными кадрами, которые, видимо, должны поставить «Да и да» в один ряд с фильмами фон Триера иДжармуша.
В случае с «Да и да» обилие откровенных сцен, количество выпитой в кадре водки и поток ругани, льющейся с экрана, как меньшее из зол, не вредит фильму в художественном смысле — зато может навредить прокату картины. Продюсер Фёдор Бондарчук за несколько часов до премьеры объявил, что прокатное удостоверение «Да и да» получил, однако когда и в каком виде картина выйдет на экраны, всё ещё неизвестно — в последние июньские дни фильм в оригинальной версии «крутили» на всех возможных площадках, хватаясь за ускользающую культурную свободу.
Корреспондент "АиФ" поговорил с Валерией Гай Германикой о её фильме, работе с актёрами и о том, как она относится к новым правилам в кино.
— Для вас самой этот фильм — главный в вашей фильмографии?
— Конечно! Самый новый фильм — самый главный всегда. Следующий фильм тоже будет самый главный. Я же редко снимаю кино и стараюсь в каждом фильме всё сконцентрировать.
— Актёры говорили на пресс-конференции, что на съёмках находились «как в космосе». А вам как с ними работалось? В частности, с Александром Горчилиным, театральным актёром, для которого это первая роль в кино.
— Прекрасно работалось. В нашем коллективе появилась какая-то свежая волна. Он такой был молочный, молодой, прекрасный, въезжал в наш тернистый космос, в нашу нервную, богемную атмосферку. Всё получилось, спасибо ему — это подарок, то, что он сделал. Для меня он герой.
— По поводу имени героя — Антонин — вы имели ввиду Арто (Антонин Арто, французский театральный режиссёр и теоретик искусства. — Прим. ред.)?
— Нет. Это написал сценарист так. Это у Сандрика (сценарист Александр Родионов. — Прим.ред.) надо спрашивать.
— За что ещё в фильме, кроме картин, отвечал Пахом (Сергей Пахомов. — Прим. ред.), который значится в титрах как художник-постановщик?
— Сценография вся его.
— Многие сцены в фильме сняты через цветные фильтры. Зачем?
— Мы смотрим на мир глазами художника, это субъективная камера. Он, художник, так видит этот мир.
— В одном из интервью вы говорили, что изначально идея фильма «Да и да» родилась у вас как идея клипа для «Агаты Кристи»…
— Нет, вообще не так!
— Как тогда? Песня группы звучит в фильме.
— Песня звучит, потому что там есть сон. И эта песня там должна быть, без неё ничего бы не было. Потому что в ней есть смысл, это последняя песня группы перед тем, как она распалась. Она называется «Эпилог», в ней всё сказано, поют два брата — это всё, что мне нужно. Эта песня нашла свой фильм, фильм нашёл свою песню.
— Вы упомянули на пресс-конференции о новом сериале, что есть какая-то задумка.
— Я уже сняла сериал, четырёхсерийный, выйдет попозже. А ещё я фильм буду снимать в сентябре, про Оле Лукойе — «Dream Garden» называется.
— Не могу не задать вопрос, который уже звучал на пресс-конференции…
— Опять про закон?
— Да, про закон о запрете мата — хотелось бы услышать ваше мнение как режиссёра.
— Я могу без мата снимать кино. Я снимала этот фильм без мата. Они (актёры) начали импровизировать, начали говорить матом в кадре. Я не знаю, почему. Правда! Было написано без мата. Сандрик говорит: «Надо написать без мата, в конце одну фразу дадим, и всё». И тут Горчилин как лёг и начал — ну, ему так удобно. Они создают свой мир, я не могу им сказать: «Не ругайтесь матом». Это как прийти и на балу гостя говном облить. Он в экстазе играет роль, а я ему скажу: «Слушай, всё круто, но только матом не ругайся». Так с художниками нельзя.
— А если придётся? Чтобы фильм вышел в прокат, придётся останавливать и говорить.
— Пусть в интернете показывают! Федя (Фёдор Бондарчук, продюсер фильма. — Прим. ред.) такой крутой, он вообще непробиваемый, ему ничего не скажешь, потому что он сам знает, что ему делать. Что я ему скажу — «Ой, Федя, а давайте не будем "запикивать"?». Посмотрите на него, он просто вообще космический чувак. Говорит: «Мы всё решим за вас, Валерия». Он уже даже не делает вид, что со мной советуется.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть