В одном интервью Олег Нестеров рассказал, что перед написанием своего второго романа, действие которого происходит в начале 60-х в Москве, для погружения в эпоху решил посмотреть несколько сотен фильмов тех лет. Все глубже вникая в тему, музыкант и писатель натолкнулся на целое «кладбище» неосуществленных проектов - огромную неизведанную эпоху, когда после череды побед в Каннах и Венеции эволюция советского кино вдруг была прервана. В 1963 году на «Мосфильме» «закрыли» сразу 12 фильмов, в 1968-м, после «Пражской весны», оттепель закончилась окончательно.
- В течение трех лет я занимался исследовательской работой: в этом мне помогали 15 вдохновенных молодых людей, в основном мои студенты, - рассказал Олег НЕСТЕРОВ во время недавнего приезда в Минск. - Мы работали в нескольких государственных архивах, встречались с участниками тех событий - режиссерами Александром Миттой, Сергеем Соловьевым, Андреем Смирновым, Али Хамраевым, историками кино Валерием Фоминым и Евгением Марголиным… Параллельно рождались музыкальные эскизы, которые оформились в музыку к четырем невоплощенным картинам: ленте по сценарию Геннадия Шпаликова «Причал», «Семь пар нечистых» Владимира Мотыля, «Предчувствие» Андрея Смирнова и «Прыг-скок, обвалился потолок» Геннадия Шпаликова. Чем глубже я погружался в тему, тем больше понимал, что саундтреками к неснятым фильмам дело не обойдется и нужно рассказать об этом неизученном феномене…
Трагические судьбы
В процессе работы Олег Нестеров совершал настоящие открытия. Например, он узнал о талантливом человеке Владимире Китайском, который должен был ставить шпаликовский «Причал». Китайский был сиротой, фамилию ему дали в детдоме за раскосые глаза. Он был любимым учеником Михаила Ромма, который принял его 17-летним, и считался на курсе первым гением. Тихий и скромный, по общему мнению, он должен был сказать новое слово своего поколения. Китайского называют пророком новой волны советского кино: именно он повлиял на своего однокурсника Тарковского, который снял «Солярис»! Но у самого Китайского сил бороться с системой не хватило: когда «Причал» «закрыли», он повесился.
Владимир Мотыль, в отличие от Китайского, боролся. Он не опустил руки, когда «закрыли» «Семь пар нечистых», взял безнадежный сценарий «Белое солнце пустыни» и снял гениальное кино.
- Трагических судеб было много, - признается Олег Нестеров. - К сожалению, не были воплощены многие потрясающие вещи, задуманные Ларисой Шепитько и Элемом Климовым. Климов не снял самую важную работу своей жизни «Вымыслы». Глеб Панфилов не снял «Жанну Д`Арк», Василий Шушкин - «Степана Разина». А режиссеру знаменитого фильма «Белорусский вокзал» Андрею Смирнову «перекрыли кислород» на тридцать лет. Из-за долгого творческого простоя Андрей Смирнов часто пребывал в депрессии. Единственным спасением для него были только актерские работы, которые также случались в его карьере нечасто...
Москва без Шпаликова…
Сегодня в кино очень популярна тема 60-х, однако люди старшего поколения, которые помнят то время, говорят о псевдосюжетах, которые они видят в нынешних сериалах. Возможно, современным кинематографистам стоило бы обратиться к трудам шестидесятников?
- Я считаю, что есть технологическая необратимость: нельзя снять Москву Шпаликова без Шпаликова, нельзя снять фильм, задуманный Владимиром Мотылем, без Мотыля… - говорит Олег Нестеров. - Хотя недавно ко мне обратился режиссер Бакур Бакурадзе, который как раз искал концы, ведущие к сценарию фильма Владимира Мотыля. Надеюсь, у него все получится.
- Какие фильмы лично вы посоветуете к просмотру обязательно?
- В моем личном рейтинге на первом месте - картина Андрона Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Этот свой великий фильм Кончаловский никогда не перепрыгнет и не переборет. Две картины Отара Иоселиани - «Листопад» и «Жил певчий дрозд». А вообще на сайте https://www.planetslife.ru представлен ТОП-100 советских картин, которые нужно смотреть обязательно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть