Жива ли еще авторская песня или время её прошло? Можно ли заинтересовать современного подростка песнями Визбора и Кима?
Эмилия ТАРАНИК, педагог дополнительного образования Минского городского туристско-экологического центра детей и молодежи, много лет водит учеников в «музыкальные» походы.
- К гитаре пришла в 16 лет, на третьем курсе педагогического училища, когда начала сама писать песни. У меня было музыкальное образование по классу фортепиано, но на гитаре училась играть самостоятельно. И получилось, что я совместила хобби - гитару - с педагогическим образованием. Это прекрасно. Сейчас ездим с детьми на бардовские фестивали, слёты, в походы, в лес. Я вообще уверена, что музыка и природа - главная красота в жизни.
- Вы считаете, авторская песня до сих пор актуальна?
- Мне кажется, все виды музыки заняли свои ниши, авторская песня тоже. Я не могу сказать, что она распространена, как в 60-70-е, но тогда другой музыки и не было - гитара да телевизор. А сейчас выбирай, что хочешь. Есть музыка на любой вкус. Кстати, современная авторская песня тоже есть, мы с удовольствием ее поем вместе с классическими произведениями бардов.
- А чем отличается современная авторская песня от классической?
- В современной авторской песне акцент на музыке, а в классической - на словах. Старые песни могут играться на трех аккордах, но они очень душевные.
РАСТИ ДО ВЫСОЦКОГО
- Какую «классику» вы с детьми поете?
- Визбор, Окуджава, Ким… Высоцкого меньше. Он экспрессивный, дети до него должны дорасти. У Визбора и Окуджавы тексты мудрые, но простые, романтичные и достаточно короткие. Детей это очень привлекает.
- К вам приходят какие-то особенные дети? Не тронутые современной поп-культурой?
- Ко мне приходят подростки от 14 и старше, заглядывают и уже выросшие 20-летние ученики. Конечно, у каждого в наушниках свое. Я иногда слышу от них что-то очень альтернативное, но всё равно оно как-то совмещается с авторской песней.
- Барды - это всегда хорошие вокалисты?
- Дети, когда впервые приходят в клуб, сразу говорят, что у них нет голоса и петь они не будут, у них ничего не получится. Некоторых я учила петь с «одной ноты». Вот буквально ребенок не интонировал и тянул песню на одной ноте. Таких ребят у меня четверо - научившихся петь с нуля. Я ими очень горжусь. А вообще, каждый может петь. У всех есть внутренний слух, просто надо его развить. А дети в музыке очень раскрываются, смелеют. Песней мы можем донести до других то, что чувствуем на самом деле. Это такой способ объясниться, когда других слов нет.
ДРУГ - ГИТАРА
- Для походов выбираете места, где с гитарой можно посидеть или по окрестностям походить?
- Мы хотим, чтобы было не только красиво, но и интересно, и можно было что-то еще показать и рассказать. Лес и природа - большие учителя. Пусть дети знают и любят родной край, как и мы. А мы его любим.
- Современные городские дети готовы к электричкам, жизни в лесу?
- Современные дети - «машинные», они часто электричку в первый раз видят. Очень удивляются, да. Но все сложности переносят спокойно. Дети умеют принимать правила, когда понимают, для чего они. Например, правило остановиться на перекрестке и ждать остальных. Еще детям нравится романтика приключений, «рыцарства». Мальчишкам даем чуть больше: учим рубить дрова, разводить огонь. Девочки занимаются готовкой, все нарезают, потом мальчики котлы моют. А главное, дети общаются «живьем», разговаривают, учатся дружить. А это как раз то, чего очень не хватает им, современным и умным. Вот к нам пришел один мальчик, и дети его спросили, как он научился так хорошо играть на гитаре? А он ответил, что у него просто нет друзей. Гитара - единственный друг, и он может уделять ей много времени.
Много лет я занималась почти психотерапией. Детям просто негде и не с кем было поговорить. Сейчас действительно другое время. «Чувствование», проживание эмоций, которое было в школе нашего детства, сейчас ушло. Теперь все надо делать быстро, бегом. Читать дети не успевают, вместо сочинений пишут отчеты. А мы в клубе с ними разговариваем, читаем стихи, пытаемся понять, что хотел сказать автор текста.
- Какую песню любите больше всего?
- Наверное, «Наполним музыкой сердца, / Устроим праздники из буден, / Своих мучителей забудем, / Вот сквер - пройдемся ж до конца…» Это Юрий Визбор.
- А какой момент в походе самый лучший?
- Бывает, ребенок в походе говорит: «Я больше с вами никуда не пойду, я так устал». Но поход заканчивается, и он спрашивает: «А когда в следующий раз?» Вот это и есть самый лучший момент!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть