Авторская песня — одно из тех явлений, которое имеет понятное всем название и множество верных последователей. Но при этом однозначного определения этого термина нет и, наверное, быть не может: кто-то считает, что авторская песня — это когда человек поёт под гитару свои стихи, у других она ассоциируется с конкретными исполнителями, а третьи вообще уверены, что авторская песня — лишь то, что звучит на Грушинском фестивале.
Само это явление давнее, но широкое распространение в СССР получившее лишь в 1950-х и 1960-х – оттепель, популярность поэтов-шестидесятников и тех, кто пел свои песни под гитару. Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Сергей Никитин — они задали высокую планку, которой стремились соответствовать тысячи молодых исполнителей по всей стране. Ко двору пришлось и средневековое слово «бард» — оно удачно попало на почву 60-х и быстро вошло в обиход. Уже к концу того десятилетия появились и Клуб самодеятельной песни (КСП), и Грушинский фестиваль, и другие смотры авторской песни по всему Союзу.
Но удивительно, что гимн этого явления был сочинен не на волне такого подъема, хотя песня «Возьмемся за руки, друзья» Окуджавы имела все основания стать общим символом бардовской музыки. Но эта честь досталась другой композиции, а её автором был студент Челябинского института физической культуры Олег Митяев.
Случайный музыкант
Олег Митяев родился 19 февраля 1956 года в Челябинске, и, по его собственному признанию, многое в жизни у него происходило «случайно». Из-за любви к песне «Марш монтажников» он оказался в монтажном техникуме. Диплом Митяев, конечно, получил, но вспоминал, что после знакомства с сопроматом и другими точными науками загрустил. Но по специальности ему работать не пришлось. Он увлекся плаванием, отслужил два года в армии («охранял адмирала в Москве»), а после возвращения на родину поступил в институт физкультуры, чтобы стать тренером по плаванию. Там-то его и поджидала авторская песня.
Первую песню Олег Митяев сочинил по просьбе приятеля, и она была «политической». Но дальше в политику он не пошел, а под впечатлением от случайного визита на Ильменский фестиваль, проходивший в Челябинской области, написал песню, которой и суждено было стать гимном бардовского движения. Уже на следующий год на этом же смотре Митяев стал лауреатом, а строчки с «изгибом гитары желтым» и «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» разошлись по всей стране.
«При всей скромности текста и музыки судьба этой песни... удивительная, — рассказывал Митяев. — Уже через четыре месяца после ее первого исполнения с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Я не верил, тем более что это была моя первая песня, и, конечно, не было пределов моей гордости, когда в 1980 году я слушал ее у нас в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары».
Реклама от Шуфутинского
Строго говоря, популярность «Как здорово» (таково официальное название песни) мало сказалась на биографии автора. Он ещё несколько лет отучился в институте физкультуры, окончил его с отличием, остался на кафедре преподавателем, а потом уехал в область, руководить клубом в институтском пансионате. Музыкантом его признали лишь в 1985-м — он стал артистом Челябинской филармонии, начал выступать со сцены, а заодно решил получить ещё одно образование — в ГИТИСе.
«Дело моей жизни для меня самого — загадка, ведь сколько лет я отказывался писать песни... Я для этого закончил монтажный техникум, институт физкультуры и театральный институт, ничего из этого, правда, не пригодилось. В результате — пишу песни и пою, где попросят», — признавался Митяев в интервью «АиФ».
В 1989-м Митяев записал первый студийный альбом «Давай с тобой поговорим». Туда вошла, разумеется, и «Как здорово». А ещё на этой пластинке была песня со скромным названием «Соседка», которая тогда прошла почти незамеченной. Но эту композицию ждала совсем другая судьба.
В 1990-м Михаил Шуфутинский впервые за долгие года приехал в СССР, это были его первые гастроли по СССР, и в Челябинске он познакомился с местным бардом — Олегом Митяевым. Тот показал заезжей знаменитости несколько песен и подарил на память о встрече кассету, где была записана и «Соседка». Спустя пару лет, когда Шуфутинский окончательно вернулся из США, он записал эту композицию под названием «Ночной гость», а Тигран Кеосаян снял на неё клип.
Счастливый человек
Конечно, в первую очередь «Соседка» была визитной карточкой Шуфутинского, но для Митяева она стала своего рода пропуском в «шансон», хотя он по большому счету никогда этим жанром не увлекался. Но в свой сборник, который вышел уже в нулевые, Митяев «Соседку» всё же включил.
Кстати, сборников у Олега Митяева много. Он продолжает писать новые песни — по его словам, на их создание может вдохновить что угодно, и заряд оптимизма, и заряд пессимизма. Его творчество было признано на самом высоком уровне — уже в нулевые он стал народным артистом СССР, у него множество профессиональных наград (в том числе, кстати, и премия «Шансон года»).
«Вообще-то я счастливый человек, потому что оптимист по жизни. Это в крови и неистребимо. И мне даже совестно за то, что у нас так много пессимистов. Ведь жизнь полна вещей и событий, которые по-прежнему вызывают сильные позитивные чувства», — рассказывал Митяев.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть