А ведь Рязанов не раз признавался, что сначала не собирался экранизировать пьесу Островского «Бесприданница» и даже не перечитывал её со школьных времён.
«А дядя-то - лысый!»
Начнём с того, что съёмки «Жестокого романса» едва не обернулись трагедией. Туманным и холодным сентябрьским днём снимали сцену, когда Андрей Мягков (Карандышев) яростно гребёт на лодке за пароходом «Ласточка», где его невеста Лариса - с Паратовым, сбежавшая накануне свадьбы. Мимо лодки должен был проплывать колёсный буксир «Самара». На берегу – красивейший костромской Ипатьевс- кий монастырь. Первый дубль оказался неудачным – буксир проплыл далековато от лодки с артистом, и Рязанов попросил Мягкова в следующем дубле грести как можно ближе к судну, а капитана - максимально близко к лодке «шёпать» чугунными 3-метровыми лопастями. Мягков вновь сел за вёсла, спиной к буксиру... Лодка с гребцом-актёром, взлетев над водой, в секунду исчезла на глазах у съёмочной группы в водяной воронке, образовавшейся сильным течением и движением лопастей. А ещё через несколько секунд показались обломки лодки и… голова Мягкова - правда, без парика. «А дядя-то лысый!» - воскликнул какой-то мальчишка с берега, из зрителей-зевак. С тех пор 20 сентября - второй день рождения Андрея Мягкова. Густой туман в финальных сценах, кстати, настоящий, «дым-машина» не понадобилась: Волга у берегов Костромы, где снимался «Жестокий романс», в одночасье по капризу погоды стала такой, какой хотел её видеть Рязанов. И капитана он уговорил-таки выплыть на середину реки, в гущу тумана. Мягков же остался в убеждении, что спасся чудом, потому что перед съёмкой (а планировалось, между прочим, в тот день снимать другую сцену) он долго гулял по Ипатьевской обители, побывал и у чудотворной Фёдоровской иконы в соборе…

Бесприданница в рваных джинсах
Двух главных героев - Михалкова - Паратова и Мягкова - Карандышева - Рязанов «увидел» сразу, когда перечитал (по совету жены) пьесу «Бесприданница», которая его просто поразила. И тотчас получил согласие актёров сниматься. Сценарий поначалу сочинялся, по признанию режиссёра, под негласным лозунгом «Вперёд, от Островского!» Но - от Островского «бытового», замоскворецкого, с толстозадыми дремучими купчихами и пузатыми, алчными, грубыми купцами, с самоварами, фикусами и канарейками. Вперёд, к Чехову: ведь «Бесприданница» - едва ли не самая драматичная, «чеховская», тончайшая по настроению пьеса Островского. Критики были не в восторге. Наибольшее неприятие вызывала дебютантка - 24-летняя Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой, за которую «пела божественно» Валентина Пономарёва (в титрах её не оказалось, и она надолго обиделась на режиссёра). У Гузеевой, родом из-под Оренбурга, по словам Рязанова, был «оренбургский говорок». На пробы студентка Ленин градского института театра, музыки и кино Гузеева, подрабатывавшая моделью, явилась в рваных джинсах, с разноцветными ногтями и причёской хиппи, с монетками в волосах. Она тогда вовсю «зажигала», как сама вспоминает, и постоянно экспериментировала с внешностью - хиппи, панки, ирокезы, стрижка «под ноль», драные штаны… Да и в бурной личной жизни вовсе не была паинькой. На экране же её Лариса нежна, доверчива, беззащитна и романтична. Прямо как у Островского - существо не для этой жизни, и выстрел Карандышева для такой героини действительно «благодеяние». При этом актриса признавалась, что внутренне героиня была ей глубоко чужда, и опыт страстной несчастной любви был ей в 24 года абсолютно незнаком.

Медведя ели несколько дней
Среди волжских красот съёмки проходили в истинно творческой атмосфере. Артисты-цыгане, давние друзья Рязанова, пели не только в кадре, но и во время непрекращающихся застолий, которые для съёмочной группы устраивал и оплачивал Никита Сергеевич Михалков. И сам отплясывал и пел под цыганскую гитару, как его герой (но по утрам - обязательная пробежка). Когда задержали однажды зарплату всей группе, достал охотничью лицензию и отправился на охоту. Медведя, которого он добыл, ели тогда несколько дней! Вообще, Михалкову разрешалось всё – и импровизации, и слегка хулиганский кураж («Опять жеребцует!» - комментировал режиссёр). А банкеты после съёмочного дня бывали порой такими разгульными, что вызванные однажды кем-то милиционеры… в итоге полюбопытствовали: «А можно мы с вами посидим?»
Название «Жестокий романс» пришло сразу: Рязанов – большой ценитель старинных романсов - сначала хотел именно ими «пронизать» весь фильм. А в итоге ввёл изумительные песни Андрея Петрова на стихи Киплинга (легендарный «Мохнатый шмель»), Ахмадулиной, Цветаевой. И даже сам дебютировал как кинопоэт: «Любовь волшебная страна» - его стихи. Пришлосьмэтру и помучиться - с дебютанткой Гузеевой. Снимали по 10-15 дублей, а слёзы в кадре у неё, вполне современной «отвязной» девушки, Рязанов буквально выжимал, стоя и плача перед нею лично.
...Рязанов ещё не начинал снимать, а к нему подходили на улицах с сомнениями: зачем ещё одна экранизация? А после премьеры на фильм, неожиданно даже по тем временам, обрушилась критика. Да так, что, явившись позже к секретарю ЦК КПСС по идеологии М. Зимянину с просьбой об экранизации «Мастера и Маргариты», режиссёр не мог не посетовать на эту критическую атаку. «Ну что же вы раньше не сказали? - огорошил его главный идеолог. – Мы бы отрегулировали, мы и эти процессы контролируем».
Марина МУРЗИНА
Фильму «Гусарская баллада» - 50! Судьбу фильма решил зять Хрущёва
Роковая роль. Что погубило легенду советского кино актрису Эльзу Леждей?
Тимоти Далтон и его собственный «кодекс чести»
Зимняя вишня. Елена Сафонова повторила судьбу своей героини
Ни мужа, ни детей, ни кино. Как закатилась звезда актрисы из фильма «Цыган»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть