Гусары, на полку!
Однако в 1962 г. судьба этой героической «духоподъёмной» комедии оказалась непростой, и она чуть было не попала «на полку» и запрета избежала чудом - благодаря чистой случайности. Сам Эльдар Рязанов рассказывает: «Предыдущий мой фильм «Человек ниоткуда», 1961 г., запретили и «с полки» сняли лишь в 1988-м. В поисках вещи для экранизации я вспомнил о пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Идея была одобрена: в сентябре 1962 г. - 150-летие Бородинской битвы. Неожиданно это же стало и препятствием: как это к великому юбилею выпустить легкомысленную комедию?!
Однако «Балладу» запустили в производство. Но сложности не кончились и здесь. Я хотел, чтобы Кутузова играл только Игорь Ильинский, снявшийся у меня в «Карнавальной ночи» в роли Огурцова. Тут уж восстало руководство «Мосфильма»: актёр-комик не может играть великого полководца, зрители же обхохочутся. А я как раз считал, что в комедии его и должен играть только комик. Но! Когда я приехал к Ильинскому, он играть наотрез отказался: не буду, я недостаточно стар для Кутузова, да и роль эпизодическая. Я уговаривал, врал, что студия мечтает, чтобы именно он сыграл. Уговорил. И его блестящая игра (без утверждения сверху) убедила в итоге руководство студии.
Когда копию законченного фильма отправили в Минкульт - вот тогда и начались главные неприятности. На «Мосфильм» приехала сама министр Екатерина Алексеевна Фурцева. И я услышал, что я исказил и оклеветал великого полководца, что Ильинский в его роли - это бестактно, его надо заменить, иначе фильм закроют, а уж показывать его в юбилейные дни - об этом не может быть речи (а годовщина была через 10 дней). Я был уничтожен. И вдруг… За неделю до ожидаемой даты выхода «Баллады» на экран копию фильма пожелали увидеть в газете «Известия», и «нелегальную» картину отправили в редакцию. Показывать её было запрещено, но главным редактором «Известий» был тогда зять Н. С. Хрущёва А. И. Аджубей, и он лично явился на просмотр с сыном лет 8-9. Внуку вождя не понравились уже первые кадры, и он заорал: «Не хочу, не буду смотреть!» И - о, ужас! - Аджубей встал, и они вышли. И вдруг (опять вдруг!) в зал вернулся он уже один. Ушёл после просмотра, не сказав ни слова. Но через два дня в субботнем приложении к «Известиям», «Неделе», появилась крошечная, но комплиментарная заметка о фильме. А ещё через несколько дней была триумфальная его премьера в лучшем кинотеатре Москвы - «Россия».
Поэт поневоле
На самом деле началось всё с того, что Рязанов увидел ещё в 17 лет в Театре Красной армии (ныне Театр Российской армии) спектакль по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», он во время войны имел оглушительный успех. Рязанову и спустя 20 лет пьеса очень нравилась: превосходные стихи, живые, разговорные, смешные, патриотические. Жанр, соединивший героическую комедию и очаровательный водевиль с переодеванием девицы в корнета и любовным сюжетом.
Воодушевлённый идеей экранизации пьесы Гладкова, он, разумеется, должен был познакомиться с автором. Но автор - кто? Где он? Ведь со времён того громкого успеха он, и тогда неизвестный, как бы исчез - ни строки нигде! Оставалось разыскать Гладкова Александра Константиновича, подписать договор о сценарии, а время поджимало. И - вперёд, сокращения-то и переделки «под кино» совсем небольшие. Но снова подвох: есть, оказывается, устойчивое мнение «в кругах», что «Давным-давно» написал… не Гладков!
При той, первой постановке, оказывается, Гладков при любых переделках неизменно что-то врал, где-то скрывался, словом, ни одной строки из автора выжать так и не удалось. Так откуда же взялось столь талантливое произведение, созданное явно крупным поэтом? И Рязанов узнаёт - Гладков в 1940-м сидел в тюрьме «по уголовке», за кражу книг из Ленинской библиотеки (он был ярым книголюбом). А вскоре после его освобождения как раз и появилась вдруг пьеса. Быть может, тот, кто её сочинил, знал, что из тюрьмы не выйдет, вот и отдал, подарил, лишь бы свет увидела? Всё это, конечно, предположения, кстати, уже обнародованные в книге мемуаров Рязанова. А он имеет полное право предполагать: за три месяца, предоставленные им Гладкову по договору на доработку пьесы под сценарий, тот точно так же прятался, исчезал, уехал даже из Москвы якобы творить. И точно так же не сочинил ни строки. Вот и пришлось тогда взяться за перо самому режиссёру и неожиданно стать «поэтом поневоле».
Нафталиновый снег
Думаю, что после этого многое уже в процессе съёмок показалось Рязанову цветочками. Тем более что цветочки и в самом деле должны были вот-вот прорасти, а снимать следовало лютую морозную зиму. Эту проблему режиссёр называет «охотой за снегом»: двор усадьбы (которую построили из полуразрушенной церквушки) вся съёмочная группа, вооружившись лопатами, сначала присыпала остатками снега. Потом его засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу дома покрасили в белый цвет «под снег». На перилах разложили вату, посыпанную всё тем же нафталином. И обман удался! О тяжёлых съёмках с лошадьми, техникой и пиротехникой уж и говорить нечего. Бились же артисты деревянными мечами и в итоге, войдя в раж, наломали кучу дров. Но главное - состоялся дуэт Шурочки и легендарного поручика Ржевского. А выбор у режиссёра был царский (см. фото). «Лазарев был одним из серьёзных претендентов, - вспоминает Рязанов, - Тихонова я обожал, Юрский в пробах был очень хорош. Всё-таки победил Юрий Яковлев. Но вот когда ему подвели лошадь… Его взгромождали на неё человек 7-8. И она понесла в карьер, а был гололёд, и Юра едва удержался в седле.

На роль поручика Ржевского пробовались: 1 - Сергей Юрский, 2 - Александр Лазарев, 3 - Вячеслав Тихонов.
На роль Шурочки: 4 - Алиса Фрейндлих, 5 - Светлана Немоляева, 6 - Людмила Гурченко.
Фото и репродукции Сергея Иванова, с сайта www.kino-teatr.ru
Травмоопасности, понятно, на съёмках было предостаточно. «Хорошо, что я вообще сейчас здесь, а не в тюрьме», - говорит Рязанов. Лариса Голубкина признаётся: «Страшно боялась мышей и прыгать с высоты, но прыгнула со 2-го этажа дома с 8-го дубля. И до сих пор хромаю. И ещё целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы». А почему была выбрана на роль Шурочки-корнета Лариса Голубкина? Талия - 56 см, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, ничего ещё нет - «ни тут ни там». «Ведь не должно же было быть так, что сотня полных идиотов не могли столько времени понять: среди них, рядом - баба!»
Марина Мурзина
Фильм с совестью. Как Татьяна Лиознова снимала «Карнавал»
«Трындычиха такое отмочит!» Почему актриса Эмилия Трейвас не стала звездой
Наталья Негода: «Маленькая Вера» и большое разочарование
Зимняя вишня. Елена Сафонова повторила судьбу своей героини
Скворцов предал Маэстро? Судьбы актеров фильма «В бой идут одни «старики»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть