Никита Высоцкий - сын Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой, брак которых распался в 1968 году (Никите было тогда 4 года). Никита Владимирович окончил Школу-студию МХАТ, 2 года играл в театре «Современник-2». С 1996 года – директор Государственного культурного центра-музея им. В.С. Высоцкого. Преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства МГУКИ.
- Никита Владимирович, как ощущал время ваш отец, каково было жить с ним рядом?
- Владимир Высоцкий говорил о том, что в песне должно отражаться «время бешеное, нервное, его ритм, темп». Именно так и ощущал время отец, у меня нет причин ему не верить. Наверное, он что-то приписывал этому времени от себя, воспринимая время через свой ритм, темперамент. Он был очень активным человеком: быстро ходил, даже когда не очень спешил, быстро принимал решения. Я даже физически не мог существовать в таком ритме, как отец. Многие рассказывают, как быстро он водил машину – это абсолютная правда. И когда время, в которое жил отец, называют периодом застоя, могу сказать: рядом с отцом уж точно было не скучно, не застойно.
Это - правда
- Ваша семья чувствовала пристальный взгляд власти, ощущение «колпака»?
- Мне было 16 лет, когда отец умер, потому в тот период я точно ничего не ощущал. А вот после его смерти членам нашей семьи при случае стали указывать на связь с заграницей (я понимал, что это происходит из-за отношений отца с Мариной Влади). Когда я служил в Западной Украине, то чувствовал пристальное внимание к себе «первых отделов». Не могу сказать, что мне это мешало или как-то ограничивало в действиях - нет, но - ощущалось. Очень многие после просмотра фильма «Спасибо, что живой» обвиняли меня: мол, я придумал историю о том, что отца прослушивали. Эти обвинения напрасны. Конечно, мой фильм не документальный, но основа картины реалистичная. Внимание власти к Высоцкому было. Я разговаривал с сотрудниками МВД, с офицерами, которые «работали» над моим отцом, «разрабатывали» его. Могу с уверенностью сказать – это история действительно из жизни отца.
- Тогда давайте поговорим о фильме «Спасибо, что живой». Много вопросов вызвала эта картина, много недовольства. Скажите, почему тема любви Марины Влади и Владимира Высоцкого не нашла места в вашем фильме? Почему роль Марины Влади - голос в телефонной трубке, а некоей девушке Татьяне отведена основная?
- Я понимаю, что у многих непростое отношение к такому сюжету, а у меня - непростые отношения с Мариной. Знаю, что она недовольна нашей картиной и несколько раз об этом писала. Я не обращаю внимания на это, потому что не хочу публичной полемики. Одна из причин - это Маринино неприятие того, чтобы ее имя, судьба соответствовали нашему сценарию, нежелание, чтобы ее играла другая актриса. Она хотела играть сама. Понимаю, что ей непросто было дать разрешение на съемку моей картины, и я благодарен ей за мужество.
Прыжок
- На что Марина Влади должна была давать разрешение?
- На использование ее имени и песен отца в фильме. Что же касается картины «Спасибо, что живой», то это история о том, как человек, находящийся за нашей материальной и социальной жизнью, среди живых людей, далеко не ангелов, на грани гибели и практически не имея шансов жить дальше, находит силы на еще один рывок. Это история написания поэтического текста «Мой черный человек». Это история о победе человеческого духа, его таланта, над самим собой, своей слабостью, зависимостью, своим окружением, которое очень во многом его не понимало и, пытаясь помочь ему, - не могло, потому что не понимало. Это правдивая история о том, как человек, зная о своем недуге, этой страшной зависимости, не сломался, а до последнего дня поднимался вверх! И в этом сила невероятная! Отец совершил последний прыжок, и последние стихи, которые он написал, - венец его творчества.
В основу сюжета фильма положен реальный случай, произошедший без непосредственного участия Марины. О нем рассказал мне Сева Абдулов. Эта история очень потрясла меня и во многом перевернула взгляд на жизнь отца.
«Свой» Высоцкий
- Вообще, мне много рассказывали об отце, и я понял одно – у каждого был свой Высоцкий. Невозможно удовлетворить всех: одни говорят, надо было показать его молодым, когда он здоровый, когда у него все получается. Я пробовал советоваться со многими людьми и пришел к выводу, что среднее арифметическое вывести невозможно, потому стал ориентироваться на себя. Я считаю, что картина получилась хорошая, я ею доволен.
Быть собой
- Никита, многих волнует вопрос: зачем в фильме вы показали отца наркоманом, ведь для многих это разрушение мифа о великом Высоцком и превращение его в обычного наркомана?
- Очень многие люди педалируют этот момент. Хочу отметить, что Высоцкий не был наркоманом в нашем сегодняшнем понимании этого слова. Он был зависим, но не был «кайфоловом», я вас уверяю. Это была страшная беда, с которой он боролся. Он понимал, что это его ограничивает, ломает. Мой фильм - история человека, который и в этой страшной ситуации не сдается и продолжает бороться до последнего дня. Если бы я показал, что он одним ударом разрубил березовое полено на куски - это была бы неправда, это никому не было бы интересно. Если непредвзято смотреть картину - это история человека, который не уходил от реальности. Он сохранил рассудок, не деградировал, а оставался самим собой до последней минуты жизни.
- Какой совет или фраза вашего отца стали правилом вашей жизни?
- Выбирайте свою колею… Раньше у меня было большое желание подражать отцу, я хотел, чтобы меня с ним сравнивали. Старшие друзья тоже говорили: ты должен продолжать дело, бери гитару. Но в один момент я понял: для того чтобы быть похожим на Высоцкого, нужно быть похожим на себя…
- Вам это удается, и фильм тому доказательство. Конечно, сложно быть сыном великого человека. Что бы вы хотели сказать всем осуждающим вас и как сына Высоцкого, и как сценариста фильма о нем?
- Ничего, кроме того, что я имею свое мнение. Иногда, конечно, обидно, ну не приняли картину и не приняли. Я не тульский пряник, чтобы всем нравиться. Единственное, что бы я отметил: этот фильм ругают почти теми же словами, какими современники отца ругали его самого. Ведь сколько кричали: у Высоцкого не те персонажи, и поет он не о героях войны и комсомольцах Байкало-Амурской магистрали, а о пьяницах… Говорили о том, что его песни с чужого голоса, а поет он ради денег. Так вот у моих оппонентов есть реальная возможность оглянуться на историю и в лице критиков Высоцкого увидеть себя.
Скажу, что в картине есть много хорошего, честного, Высоцкого. Это по-настоящему Высоцкий фильм, который делался крайне рискованно, тяжело, на грани возможностей и человеческих, и профессиональных.
А мне, конечно, обидно, когда ругают и меня, и этот фильм, но я не могу сказать, что раз вам не нравится, то вы дураки… Хотя очень хочется, особенно когда ругаются площадной бранью.
Ольга ГУБСКАЯ
Фильм не документальный, но основа картины реалистичная.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть