Большая голова Виктора Цоя в характерном наклоне и с непременной зажигалкой рядом занимает большую часть зала, на черных стенах которого развешаны портреты музыканта в разные годы его жизни — именно так начинается для посетителей выставка «Виктор Цой. Легенда», которая открывается в петербургском арт-пространстве «Севкабель Порт». Выставка уже знакома любителям музыки и советского рока. Два года назад она с успехом проходила в московском «Манеже», но сейчас её создатели окончательно оформили свою идею, и зрителей ждет, как говорит куратор и автор концепции Дмитрий Мишанин, «режиссерская версия», в которую включены «удаленные сцены».
По словам куратора, посвященная Цою выставка была задумана ещё пять лет назад, но её реализация столкнулась с определенными сложностями — в 2020-м начался ковид, многие мероприятия отменялись или переносились, и даже «манежная» версия этой экспозиции уже была в каком-то смысле чудом.
«Я не хотел бы сравнивать московскую и питерскую выставки, — сказал aif.ru Александр Цой, сын музыканта и вдохновитель многих проектов, посвященных памяти отца. — Мне кажется, то, что московская выставка была в “Манеже”, почти на Красной площади — это тоже очень круто, особенно в свете того, что она посвящена человеку, который начинал как подпольный музыкант, работавший в кочегарке, чтобы не попасть под статью о тунеядстве».
Цой-младший добавил, что и нынешняя выставка является символичной — она проводится в родном городе Виктора Цоя.
«Они обе крутые, но по-разному», — заключил Александр.
Отметим, что именно в этом пространстве в 2020-м записывался концерт «Кино» в «Севкабеле» — концерт, в котором музыканты группы собрались вместе впервые с 1990 года.
«Мы записывались здесь, во время ковида, нам не разрешали, и тогда я придумал вот эту съемку, — вспоминает Александр Цой. — Съемку нам разрешили, мы пригласили друзей — и записали. Я ориентировался на эстетику нелегального рейва — индустриальное пространство, современный яркий свет, огромный экран. Но получилось что-то другое, как всегда в таких случаях и бывает».
Выставка в «Севкабеле» отличается в первую очередь большим пространством — под неё отведено около 3 тыс. кв. м, тогда как в «Манеже» два года назад было в полтора раза меньше. Число экспонатов примерно одинаковое — чуть больше трехсот, но, как рассказал Цой-младший, за два года удалось найти дополнительные документы эпохи восьмидесятых и расширить экспозицию, сделав то, что было запланировано, но не реализовано в Москве, поэтому в «Севкабеле» не 11 тематических залов, а 13.
Впрочем, в целом это та самая выставка, которая тогда носила подзаголовок «Путь героя» — выставка-байопик с коллекцией личных вещей Виктора Цоя, редкими документами, гитарами, на которых он играл в разные периоды карьеры, сценические костюмы, фотографии и видеозаписи из семейного архива и написанные Цоем картины. Правда, и сейчас реализовать удалось не все задумки — создатели выставки планировали создать видеопроекцию его рисунка «Картину написать не успел» и разместить её над пространством соответствующего зала, но, как признался Мишанин, получилась инсталляция «Картину повесить не успели». Впрочем, возможно, они всё-таки реализуют эту идею — выставка будет идти до марта 2025 года. Но напомним, что в Москве её несколько раз продлевали из-за высокого спроса.
Однако подобная выставка была бы неполной без главного экспоната — песен группы «Кино» разных лет. На «Севкабеле» это реализовано с помощью специальных аудиогидов, сделанных из старых магнитофонных кассет с современной начинкой — в каждом зале они выдают новую композицию. Так, в стартовом зале — с головой Цоя — играет песня «Мне не нравится город Москва, мне нравится Ленинград» времен группы «Гарин и Гиперболоиды», написанная Цоем и Алексеем Рыбиным специально для московского концерта в декабре 1982 года. Потом — «Место для шага вперед», потом — «Камчатка» в зале, имитирующем обстановку той самой котельной. Конечно, не только песни — можно послушать и голос Цоя из фильма с его участием в специальных телефонных будках, фрагменты его интервью, например, программе «Взгляд». А заканчивается всё «Последним героем» — в том виде, в котором «Кино» исполнило эту песню в «Севкабеле» четыре года назад.
Как сказал куратор, его целью было сделать проект, достойный Виктора Цоя. «Это получилось сделать и в Москве — достойно визуализировать его жизнь и творчество, — отметил Мишанин. — Но именно здесь нам удалось сделать всё так, как было задумано пять лет назад».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть