Остров Пасхи считается одним из самых загадочных мест на планете. Причина — наличие на нём причудливых гигантских изваяний. Масса некоторых превышает 80 тонн, а высотой они сопоставимы с жилыми домами.
Научные методы позволили точно датировать время создания этих статуй, которые на гавайском языке называются моаи. Их изготовили в период между 1250 и 1500 годами. Но для чего их сделали и как установили, оставалось загадкой.
Авторы нового исследования смогли полностью восстановить эту технологию.
Была легенда, что статуи умели ходить
Тайна острова Пасхи, одинокого клочка суши, затерянного в безбрежных просторах Тихого океана, многие десятилетия будоражила умы учёных и путешественников. Как народ, не знавший колеса и металлических орудий, сумел воздвигнуть и, что самое невероятное, расставить по всему острову сотни каменных гигантов (учёным известно более 900 моаи), чья масса порой превышала массу тяжёлого танка?
Долгое время господствовала гипотеза, что создатели статуй, потомки полинезийских и южноамериканских мореплавателей, перемещали своих идолов на деревянных салазках, используя брёвна. Эта версия, ставшая популярной в своё время, рисовала мрачную картину экологического коллапса: ради возведения статуй жители острова якобы вырубали последние деревья, что и привело местную цивилизацию к неминуемому упадку.
Однако гипотеза была уязвима. Перемещение многотонных колоссов таким способом на большие расстояния (да ещё по склонам) требовало титанических усилий тысяч людей, в то время как все население острова никогда не было столь многочисленным. А местные предания и вовсе утверждают, что возведением моаи занимался лишь один клан, не прибегая к помощи других.
Кроме того, была легенда, что статуи умели ходить. Её передавали из поколения в поколение.
Секретом ремесла владели лишь «длинноухие»
В 1950-е годы на остров Пасхи прибыл знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал, желавший раскрыть тайну создания гигантских статуй. Вместе с командой он провёл там несколько месяцев, ставя эксперименты по высеканию моаи и перетаскиванию их силами местных жителей, без современной техники.
Тогда действительно выяснилось, что секретом этого ремесла владело лишь одно племя — «длинноухие». Оно веками скрывало технологию от основного населения острова, «короткоухих». Именно поэтому для большинства аборигенов моаи были окружены суевериями, а миф об их «самохождении», вероятно, родился из-за способа транспортировки статуй в вертикальном положении с помощью канатов. Так предположил Хейердал.
По его просьбе немногочисленные оставшиеся в живых «длинноухие» воспроизвели весь процесс: они высекали изваяния каменными молотками, перемещали их волоком с помощью брёвен, а затем устанавливали вертикально, используя хитроумные приспособления из камней и рычагов. Позже Хейердал описал эту технологию в своей книге «Аку-Аку».
В 1980-е чешский инженер Павел Павел, сотрудничая с Туром Хейердалом, тоже проверил на практике этот метод. Изготовленные копии статуй острова Пасхи удавалось перемещать таким способом, но обнаружились серьёзные недостатки: скорость транспортировки была невелика, а главное — основание статуй при таком движении подвергалось сильному износу. Поскольку на подлинных древних статуях острова подобных повреждений в нижней части не найдено, гипотеза Павла была подвергнута серьёзной критике.
Секрет — выгнутое основание
Теперь исследователи из Бингемтонского университета (США) решили усовершенствовать гипотезу «шагающих» моаи. Они обратили внимание на, казалось бы, незначительную, но важную деталь: у статуй, так и не «дошедших» до церемониальных платформ (они называются аху) и оставшихся на обочинах древних дорог, основание не плоское, а выгнутое в передней части. Эта особенность навела учёных на мысль: такая форма придана основаниям моаи не зря. Истукан с изогнутым низом и смещённым вперёд центром тяжести перемещается с помощью кантования намного проще, чем такой же с плоским основанием.
Гипотезу вновь проверили экспериментом. Небольшая группа людей, вооружённых лишь тремя канатами, заставила реплику моаи массой в 4,35 тонны «зашагать» по специально подготовленной дороге с вогнутым профилем — следы таких дорог археологи находят на острове и по сей день. За сорок минут статуя преодолела сто метров, не получив повреждений.
Этот элегантный метод транспортировки не требовал ни огромного количества брёвен, ни вырубки лесов. Эксперимент учёных, описанный в издании Journal of Archaeological Science, показал, что даже небольшая община могла в одиночку управляться с перемещением гигантских каменных изваяний.
А плоским основание статуи делали уже на месте доставки (на тех самых церемониальных платформах аху), приподнимая его для доступа резчику.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть