Летом 1954 года британское издательство George Allen & Unwin выпустило книгу «Братство кольца — первый том масштабного эпоса филолога и писателя Джона Рональда Руэна Толкина «Властелин колец». Это было продолжение его же сказки «Хоббит, или Туда и обратно», а речь в этих произведениях шла о волшебном мире Средиземья, в котором живут люди, эльфы, гномы, драконы и злобные орки. Но если «Хоббит», опубликованный ещё в 1930-е, особого ажиотажа не вызвал, то «Властелин колец» стал своеобразным родоначальником жанра фэнтези. Мифология трилогии удачно совпала с идеологией движения хиппи и в 1960-х завоевала весь мир. Тогда же «Властелина колец» впервые пытались перенести на экран; в фэнтези-буме поучаствовали даже музыканты из The Beatles, которым приглянулись роли хоббитов. Но все попытки снять фильм по саге Толкина были, мягко говоря, далеки от совершенства. До тех пор, пока в это дело не вмешался новозеландский режиссер и сценарист Питер Джексон.
Очень юный режиссер
Наверное, в середине 80-х сложно было представить, что этот человек возьмет на себя столь масштабную задачу, но, в принципе, он с детства любил кино и, пожалуй, так, как очень мало режиссеров до него. Питер Джексон родился 31 октября 1961 года в Веллингтоне, на один из дней рождений получил в подарок любительскую 8-миллиметровую камеру и начал снимать собственные фильмы. Причем не просто зарисовки, а вполне осмысленные, с сюжетом, среди них были, например, ремейк «Кинг-Конга» со снятой по технологии «стоп-моушен» фигуркой огромной обезьяны и пародия на «бондиану». Подкопив деньги, Джексон купил камеру получше и занялся тем, что обычно называется «авторским кино» — одновременно работал продюсером, режиссером, сценаристом, актером, мастером по спецэффектам. Жанр соответствовал его тогдашним финансовым возможностям, это были «сплэттеры».
Дешевый треш с брызгами крови
Удивительно, но Питер Джексон никогда не учился кинематографии, а все приемы монтажа и прочие премудрости осваивал на собственном печальном опыте и своих же ошибках. В «сплэттерах» (от «брызг крови») ценится натуралистичность показанного на экране насилия, а это удавалось новичку очень хорошо. Первый фильм Джексон делал почти 4 года — получилось «Инопланетное рагу» (Bad Taste), которое даже показали на Каннском кинофестивале, правда, без особых последствий. Затем были «Познакомьтесь с Фиблами» и «Живая мертвечина» — к началу 1990-х Джексон уже заработал себе определенное имя, которое позволило ему уйти от дешевого треша.
Кроме того, после фильма «Небесные создания», основанного на реальной истории драмы о том, как дочь убила мать, которая запрещала ей дружить с другой девочкой, именитый Роберт Земекис позвал новозеландского коллегу, получившего первую номинацию на «Оскар», снимать фильм в Америке. Фильм назывался «Страшилы», в прокате не окупился, но Джексон уже получил предложение делать ремейк того же «Кинг-Конга», но с использованием услуг профессионалов и студийных возможностей. Правда, этот проект остановили из-за похожих фильмов о больших монстрах, но «Властелин колец» тогда оставался бесхозным.
Отнеси кольцо, Фродо
С эпиком Толкина Питер Джексон познакомился ещё подростком, посмотрев мультфильм режиссера-аниматора Ральфа Бакши, а идея самому снять фильм по знаменитой трилогии возникла у него после отмены «Кинг-Конга». Джексон сумел разрешить запутанную ситуацию с авторскими правами на экранизацию и увлечь идеей продюсеров Боба и Харви Вайнштейна и их компанию Miramax. Правда, первоначальные планы были очень скромные — всего один 2-часовой фильм за $75 млн, со множеством вырезанных сюжетных линий и без ряда персонажей. Но потом в производство вошла кинокомпания New Line Cinema, и киноверсия «Властелина колец» обрела окончательную форму — 3 части, две основные линии (Фродо и Арагорна) и почти $300 млн на всё. Что любопытно, это всё ещё было независимое кино, так что у Джексона была определенная свобода действий, которой он воспользовался на полную, — перенес съемки в родную Новую Зеландию, которую превратил в настоящее Средиземье, получил даже небольшую компенсацию расходов от правительства и снял все три фильма в один присест.
Триумф Питера Джексона
В режиссерской версии три фильма по «Властелину колец» — это 13-часовой рассказ о том, как хоббит Фродо Бэггинс и его «Братство кольца» сражались с желающим покорить Средиземье темным властелином Сауроном и его приспешниками. Они выходили раз в год — с 2001-го по 2003-й, — собрали в прокате почти по миллиарду долларов каждый и были очень благосклонно приняты не только обычными зрителями, но и фанатами Толкина. Те, конечно, ругали Джексона за то, что он убрал некоторых героев (например, Тома Бомбадила), но в целом результат их полностью удовлетворил. Но было ещё и профессиональное признание — уже за первую часть трилогии, фильм «Братство кольца», Джексон получил три номинации на «Оскар» (режиссерскую, продюсерскую и сценарную). Ну а финал киноверсии «Властелина колец» («Возвращение короля») стал настоящим триумфатором «Оскара-2004»: 11 номинаций и все — победные. Столько статуэток удавалось получить лишь ещё двум фильмам в истории премии — «Бен-Гуру» и «Титанику». Три приза достались и Джексону — Голливуд признал талант режиссера-самоучки.
После «Властелина»
В Голливуде не очень много режиссеров, которые могут просить что угодно, и Джексон попал в их число сразу после завершения трилогии по Толкину. Свой карт-бланш он использовал не для странных проектов (как, например, тот же Земекис), а для реализации давно задуманных вещей. Снял «Кинг-Конга» и фэнтезийный триллер «Милые кости», похожий на его ранние работы. Сумел договориться о том, что небольшая сказка Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» обретет киноверсию в виде трех больших фильмов и принесет продюсерам ещё $3 млрд. Занимался документальным кино и продюсированием, продвигал режиссера из ЮАР Нила Бломкампа с его необычным «Районом № 9». А в этом году собирается выпустить The Beatles: Get Back — документальный фильм о том, как битлы записывают свой последний альбом. И эта его работа обещает быть такой же крутой, как когда-то был «Властелин колец».
Скончался режиссер Питер Фляйшман
Время одноразового кино. Почему Митта не стал снимать фильм о Высоцком
Владимир Бортко: «Просто всем кушать хочется»
Волшебник Александр Роу. Как киносказка из падчерицы стала принцессой
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть