31 октября 1944 года родилась Раиса Рязанова — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России, которую прославила роль Тоси в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
В советском кино было великое множество актёров, которых зрители «знали только в лицо», но при этом всё равно любили, потому что они создавали на экране тот праздник, за которым и приходила в кинотеатры миллионная аудитория. В фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», пожалуй, самое большое скопление таких звёзд — это связано в том числе и с тем, что в картину почти никто не верил, и многие роли исполнили актёры, скажем так, далеко не первого плана. Собственно, даже для Веры Алентовой — супруги Меньшова — роль Катерины стала первой главной в её карьере. Но были и Ирина Муравьёва, Борис Сморчков, Юрий Васильев, Наталья Вавилова... И, конечно, Раиса Рязанова.
Совсем другая Рязанова
Сразу отметим, что Раиса Рязанова — совсем не родственница знаменитого советского режиссёра Эльдара Рязанова. Фамилия просто очень распространённая — есть, например, ещё одна актриса Наталья Рязанова, которая работала в ТЮЗе Волгограда, потом перешла в Центральный детский театр (сейчас — РАМТ), но она в кино не снималась. А вот Раиса Рязанова известна большинству зрителей именно как киноактриса.
Родилась она в Казахстане 31 октября 1944 года; родители её недолго были вместе — у отца была официальная жена и дети, к которым он вскоре и вернулся, так что мать растила дочь одна. Жили они в Подмосковье, после школы Раиса поступила в музыкальное училище в Рязани, стала преподавателем музыки, но однажды попала на спектакль местного театра «Ромео и Джульетта» и загорелась идеей стать актрисой. Она вспоминала, что тогда просто купила абонемент, ходила на каждый показ и сидела в первом ряду, надеясь, что игравшая Джульетту актриса заболеет, а на замену позовут её. Разумеется, этого не случилось, но вскоре она уехала в Москву и поступила в ГИТИС, причём потом удивлялась, что её, забывшую текст монолога, всё-таки приняли.
Муж и ещё один муж
Замуж Рязанова вышла рано — влюбилась в однокурсника Юрия Перова, который пришел в ГИТИС после службы во флоте, вскоре они расписались, у них родился сын. Но семейной жизни им было отмерено совсем немного — на съёмках фильма «День и вся жизнь» Рязанова влюбилась в режиссёра этой картины Юрия Григорьева, подала на развод и начала ждать, когда и Григорьев сделает то же самое. Но тот не торопился.
«Сказать, что я сейчас жалею об этом [о разводе]? Наверное, нет. Но прожила бы другую жизнь, если бы не развелась. Не уверена, была бы она лучше или интереснее», — рассказывала Рязанова в шоу Агаты Муцениеце.
В итоге сложилась странная ситуация, которая затянулась на 10 лет.
«Я не люблю слова “любовница”... Он жил у себя в семье, а я у себя в семье. Мы с мужем хоть и развелись, но жили вместе, потому что деваться мне было некуда», — вспоминала актриса.
Юрий Перов актёром пробыл недолго — играл в театрах, снялся в нескольких фильмах, потом переквалифицировался в таксисты и стал даже начальником колонны таксопарка; умер он в 51 год, в декабре 1993-го.
Известно много историй о том, что режиссёры старались снимать в картинах своих жён, неважно, гражданских или официальных. Но творческий тандем Рязановой с Григорьевым никакого хита так и не выдал. В его фильме 1973 года «Письмо из юности» она сыграла роль второго плана, да и в подзабытой сейчас детской картине «Поле перейти» 1976-го Рязановой досталась вовсе не главная героиня.
Потом её отношения с Григорьевым сошли на нет и вместе они больше не работали. Но в её жизни случился фильм «Москва слезам не верит».
«Немножечко не та Тося»
Хотя «Москву...» и снимали «по остаточному принципу», но отбор актёров вёлся по всем правилам. Правда, от предложения Меньшова сыграть главную роль отказались почти все звёзды того времени — Ирина Купченко, Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская; кого-то не утвердил худсовет, и Алентова была чуть ли не последней кандидатурой, предложенной режиссёром. С Тосей тоже всё было непросто — эту роль Меньшов предлагал Галине Польских, но она тоже отказалась; пробы проходила и Нина Русланова.
«[Она] — артистка, Богом данная, но почему-то Володе [Владимиру Меньшову] показалось, что она немножечко не та Тося, которая должна быть», — вспоминала Рязанова, которая оказалась «той Тосей».
В фильме Рязанова играла полную противоположность себе. Её Тося — глубоко семейная женщина, которая в отличие от своих подруг выбрала своего мужчину (Николай в исполнении Бориса Сморчкова) раз и навсегда. В реальной же жизни актриса как раз тогда переживала окончательный разрыв с Григорьевым и одна воспитывала сына. Но случилось чудо, которых полно в кино — вся страна поверила той героине, которую она показала с экрана. Что любопытно, во время съёмок Рязанова могла обрести счастье. Она вспоминала, что как-то предложила пожениться Сморчкову, который тоже был в разводе после короткого студенческого брака. Но её предложение было то ли не понято, то ли отвергнуто — во всяком случае, дальше по жизни Рязанова и Сморчков пошли порознь.
«Для меня эта благодать быстро закончилась»
Про съёмки у Меньшова Раиса Рязанова всегда вспоминала очень тепло и называла их «настоящим счастьем».
«Но оно не задержалось надолго. Девчонки, Вера и Ира, ещё снимались, а у меня роль была поменьше, так что для меня эта благодать быстро закончилась. Господь показал мне, как бывает здорово, и тут же дверку в счастье захлопнул», — рассказывала Рязанова в интервью АиФ.
У неё было мало съемочных дней, всего шесть, и соответствующий гонорар — 99 рублей. До «Москвы...» она снималась редко, в театрах работала по договорам — и вспоминала, что этот гонорар она пыталась растянуть на как можно более долгий срок. Впрочем, как раз после успеха картины у Рязановой начались и встречи со зрителями — всем было интересно послушать про её Тосю, — и новые предложения на съёмки. Она активно снималась в 80-е, спокойно прожила 90-е — хотя приходилось сниматься и в так называемом «кооперативном кино». Роли, правда, у неё были не главные, но качество компенсировалось количеством — сейчас в её фильмографии более двухсот работ. В 1993-м она стала заслуженной артисткой России, в 2005-м — народной.
Сын Рязановой и Юрия Перова Данила Перов тоже стал актёром, окончил Школу-студию МХАТ, много лет работал в театре «Содружество актёров Таганки» и снимался в различных сериалах. Он умер скоропостижно в 2020-м, оторвался тромб. Прожил Данила лишь 51 год — столько же, сколько и его отец.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть