В России снимают новый фильм про Буратино (Карабас-Барабас – Фёдор Бондарчук, кот Базилио – Александр Петров, самого деревянного мальчика создадут с помощью компьютерной графики). Будут ремейки картины «Москва слезам не верит» (действие развернётся в начале 2000-х) и «Невероятных приключений итальянцев в России» (причём с участием китайских актёров).
Список того, что кинематографисты «освежили», весьма внушительный: «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Кавказская пленница», «Джентльмены удачи»… Зачем мы бесконечно переснимаем советские кинохиты? Об этом АиФ поговорил с режиссёром и сценаристом Александром Адабашьяном.
– Создатели исходят из кажущейся простоты – раз тогда это имело успех, почему бы не выпустить второй раз. Тут ведь как? Раньше у нас было режиссёрское кино. А сейчас стало в основном продюсерским.
Это уже будут «34 мгновения»
– Судя по новостям, не успеем мы оглянуться, как появится современный Штирлиц. Но разве можно повторить успех «Семнадцати мгновений весны»? В середине 1970-х, когда показывали очередную серию, улицы вымирали – все прилипали к экранам!
– Тогда сыграла принципиальная новизна подхода к военной теме. Если раньше в кино были абсолютные идиоты немцы и очень умные наши, то в «Семнадцати мгновениях весны» зритель увидел умного, идеологически накачанного, хорошо вооружённого противника. И победа в борьбе с ним выглядела ещё более ценной. Что будет с новыми «Семнадцатью мгновениями…», которые уже будут «34 мгновениями», сказать не берусь. А вдруг получится шедевр? Но если это будет только противостояние Штирлица и Мюллера, одетых с иголочки в немецкую форму, и съёмки в красивых локациях (хотя непонятно, где сейчас снимать Германию – в Прибалтике-то уже не получится), вряд ли фильм зацепит зрителя.
– Почему оригинальные сценарии стали редкостью?
– Сочинить новое труднее. Когда у тебя мотивация – только деньги, процесс выглядит проще. Вот я съездил один раз в Америку, казалось, там может быть интересно. Даже начал учить английский. Но, побывав за океаном, прекратил учёбу, даже кино голливудское смотреть перестал. Там в центре всего – деньги. Чарльз Диккенс ещё в XIX веке сказал, что «миссия Америки – опошлить Вселенную». Еда у них – это фастфуд, как, собственно, и кино (только в духовном смысле). Вот сейчас к нам просочилось явление квадроберов (люди, которые перемещаются на четвереньках, имитируя движения животных. – Ред.). В Америке на них уже вовсю делают деньги. Можно купить будку для своего ребёнка, хвост, намордник, поводок, чтобы с ним гулять. Это у них уже главная заповедь: хорошо то, что приносит доллары.
В США их делают на оружии, наркотиках… Ещё недавно это считалось страшным грехом, но когда выяснилось, что они приносят колоссальный доход, наркотики сначала стали аккуратненько продавать в аптеках, а сейчас – уже в спецмагазинах. Раньше казались табуированными темы педофилии, зоофилии, ЛГБТ. Но раз и на них можно заработать, то всё это объявляется признаками свободы. Такая же логика у создателей ремейков: раз можно заработать, просто взяв раскрученный бренд, то почему бы не снять.
Ни Тарковский, ни Феллини не получали миллионных гонораров. У них была другая мотивация. Если бы Тарковский начинал в Голливуде, то никогда бы не стал тем режиссёром, которого мы знаем. В СССР он фильм «Сталкер» снял два раза. Не был удовлетворён первым вариантом и придумал, что был брак плёнки. Снял второй раз, причём выбрал новую натуру. Ни в Европе, ни в Америке у него такого не было бы.
Помню, как при мне в Голливуде переводчица рассказывала одному из кинобонз сюжет картины. Его лицо скривилось, будто ему подали на блюде дерьмо, и он произнёс: «Но это же арт!» («искусство» по-английски). Это означало, что фильм прибыли не принесёт и он зря потратил на разговор 7 минут.
Образование без воспитания
– Есть мнение, что искусственный интеллект (ИИ) совершит революцию в кинематографической индустрии…
– Он меня пугает. Это образование без воспитания. И это катастрофа. Не только для творчества. Например, ИИ ставится задача, как конкретному предприятию достичь успеха. Можно убить, разорить, оболгать конкурента, потому что понятие нравственности не входит в понятие рационального, искусственный интеллект не будет учитывать такую «фигню», как нормы морали. Был случай: у одной западной фирмы по производству спичек стали падать продажи. Тогда дизайнеры расположили красочную этикетку не на верхней стороне коробочки, а наоборот. И когда люди по сложившейся привычке, ориентируясь на картинку, выдвигали коробок, почти половина спичек высыпалась на пол. Спички стали покупать в два раза чаще, пока кто-то не подал на хитрецов в суд. Вот вам пример образования без воспитания.
– Глядя на развитие западного общества, многие часто вспоминают роман Оруэлла «1984»: «война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».
– Да, Оруэлл предугадал развитие западного общества. Большинство конфликтов на планете провоцируют США, говоря при этом о мире. Именно Америка спровоцировала майдан в 2014-м, затем искусственно затягивала конфликт, чтобы ослабить Европу и Россию и заработать на продаже оружия, углеводородах. Они же вводят жёсткую цензуру, верные завету «незнание – сила». Безликой массой проще управлять, в том числе и её численностью, ведь свободных рабов должно быть столько, сколько нужно хозяину. Я не верю, что все эти чайлдфри появляются сами по себе. Как говорил Достоевский, если Бога нет, то всё позволено. Сейчас не дозволено только одно – ядерное оружие. И только потому, что нет безусловного победителя. Можно в ответ схлопотать. Если бы у СССР не появилось ядерное оружие, то долбанули бы по нам…
Работая во Франции и Италии, я нормально себя чувствовал только с обратным билетом в кармане. Представить, прогуливаясь по Парижу и Риму, что это моя родина, что здесь будут расти мои дети, я не мог. А Америка вызвала ощущение комнаты, куда я заглянул, а там дурно пахнет. Поэтому закрыл дверь и не возвращался.
– Вас называют интеллигентом, а вы почему-то противитесь этому…
– Гумилёв-младший отказывался от звания интеллигента, говоря, что у него есть профессия. У меня есть ремесло. Кроме того, у меня один паспорт, и английским я не владею. Так что я не интеллигент. Я рисую, пишу сценарии, сейчас готовлю в Театре Образцова кукольный спектакль по Достоевскому. Продолжаю сниматься. Моё актёрство началось на съёмках у Михалкова. После этого стали приглашать на маленькие роли. «Собаку Баскервилей», где я сыграл дворецкого Бэрримора, вспоминаю с теплотой. На картине собралась актёрская сборная СССР: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Никита Михалков, Олег Янковский, Светлана Крючкова, Алла Демидова. Это было счастливое время, когда во главе угла стояли не деньги, а творчество. И получалось кино, которое пересматривают до сих пор.
Досье
Александр Адабашьян
Родился в Москве в 1945 году. Как художник, сценарист и актёр много сотрудничал с Никитой Михалковым («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Очи чёрные»). Как режиссёр снял фильм «Мадо, до востребования», в Мариинском театре поставил оперу «Борис Годунов».
«Отрубили Миледи башку». Режиссёр Юнгвальд-Хилькевич и мушкетёры-«подонки»
Кризис идей или мировой тренд? Нужны ли нам новые Штирлиц и Буратино
НУИНУ не той конструкции. Как режиссёр Бромберг испортил сказку Стругацких
На конкурс «Кино молодых» фестиваля «Лістапад» прислано 975 работ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть