586

Не выбраться из переделки. Зачем мы переснимаем советские кинохиты

В ремейке «Кавказской пленницы» Труса, Бывалого и Балбеса (на фото слева) сыграли актёры Семён Стругачёв, Сергей Степанченко и Николай Добрынин (фото справа). Создатели решили не мудрить и повторили даже костюмы главных героев из оригинального фильма.
В ремейке «Кавказской пленницы» Труса, Бывалого и Балбеса (на фото слева) сыграли актёры Семён Стругачёв, Сергей Степанченко и Николай Добрынин (фото справа). Создатели решили не мудрить и повторили даже костюмы главных героев из оригинального фильма. Коллаж АиФ

В России снимают новый фильм про Буратино (Карабас-Барабас – Фёдор Бондарчук, кот Базилио – Александр Петров, самого деревянного мальчика создадут с помощью компьютерной графики). Будут ремейки картины «Москва слезам не верит» (действие развернётся в начале 2000-х) и «Невероятных приключений итальянцев в России» (причём с участием китайских актёров).

Список того, что кинематографисты «освежили», весьма внушительный: «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Кавказская пленница», «Джентльмены удачи»… Зачем мы бесконечно переснимаем советские кинохиты? Об этом АиФ поговорил с режиссёром и сценаристом Александром Адабашьяном.

– Создатели исходят из кажущейся простоты – раз тогда это имело успех, почему бы не выпустить второй раз. Тут ведь как? Раньше у нас было режиссёрское кино. А сейчас стало в основном продюсерским.

Это уже будут «34 мгновения»

– Судя по новостям, не успеем мы оглянуться, как появится современный Штирлиц. Но разве можно повторить успех «Семнадцати мгновений весны»? В середине 1970-х, когда показывали очередную серию, улицы вымирали – все прилипали к экранам!

– Тогда сыграла принципиальная новизна подхода к военной теме. Если раньше в кино были абсолютные идиоты немцы и очень умные наши, то в «Семнадцати мгновениях весны» зритель увидел умного, идеологически накачанного, хорошо вооружённого противника. И победа в борьбе с ним выглядела ещё более ценной. Что будет с новыми «Семнадцатью мгновениями…», которые уже будут «34 мгновениями», сказать не берусь. А вдруг получится шедевр? Но если это будет только противостояние Штирлица и Мюллера, одетых с иголочки в немецкую форму, и съёмки в красивых локациях (хотя непонятно, где сейчас снимать Германию – в Прибалтике-то уже не получится), вряд ли фильм зацепит зрителя.

– Почему оригинальные сценарии стали редкостью?

– Сочинить новое труднее. Когда у тебя мотивация – только деньги, процесс выглядит проще. Вот я съездил один раз в Америку, казалось, там может быть интересно. Даже начал учить английский. Но, побывав за океаном, прекратил учёбу, даже кино голливудское смотреть перестал. Там в центре всего – деньги. Чарльз Диккенс ещё в XIX веке сказал, что «миссия Америки – опошлить Вселенную». Еда у них – это фастфуд, как, собственно, и кино (только в духовном смысле). Вот сейчас к нам просочилось явление квадроберов (люди, которые перемещаются на четвереньках, имитируя движения животных. – Ред.). В Америке на них уже вовсю делают деньги. Можно купить будку для своего ребёнка, хвост, намордник, поводок, чтобы с ним гулять. Это у них уже главная заповедь: хорошо то, что приносит доллары.

В США их делают на оружии, наркотиках… Ещё недавно это считалось страшным грехом, но когда выяснилось, что они приносят колоссальный доход, наркотики сначала стали аккуратненько продавать в аптеках, а сейчас – уже в спецмагазинах. Раньше казались табуированными темы педофилии, зоофилии, ЛГБТ. Но раз и на них можно заработать, то всё это объявляется признаками свободы. Такая же логика у создателей ремейков: раз можно заработать, просто взяв раскрученный бренд, то почему бы не снять.

Ни Тарковский, ни Феллини не получали миллионных гонораров. У них была другая мотивация. Если бы Тарковский начинал в Голливуде, то никогда бы не стал тем режиссёром, которого мы знаем. В СССР он фильм «Сталкер» снял два раза. Не был удовлетворён первым вариантом и придумал, что был брак плёнки. Снял второй раз, причём выбрал новую натуру. Ни в Европе, ни в Америке у него такого не было бы.

Помню, как при мне в Голливуде переводчица рассказывала одному из кинобонз сюжет картины. Его лицо скривилось, будто ему подали на блюде дерь­мо, и он произнёс: «Но это же арт!» («искусство» по-английски). Это означало, что фильм прибыли не принесёт и он зря потратил на разговор 7 минут.

Образование без воспитания

– Есть мнение, что искусственный интеллект (ИИ) совершит революцию в кинематографической индустрии…

– Он меня пугает. Это образование без воспитания. И это катастрофа. Не только для творчества. Например, ИИ ставится задача, как конкретному предприятию достичь успеха. Можно убить, разорить, оболгать конкурента, потому что понятие нравственности не входит в понятие рационального, искусственный интеллект не будет учитывать такую «фигню», как нормы морали. Был случай: у одной западной фирмы по производству спичек стали падать продажи. Тогда дизайнеры расположили красочную этикетку не на верхней стороне коробочки, а наоборот. И когда люди по сложившейся привычке, ориентируясь на картинку, выдвигали коробок, почти половина спичек высыпалась на пол. Спички стали покупать в два раза чаще, пока кто-то не подал на хитрецов в суд. Вот вам пример образования без воспитания.

– Глядя на развитие западного общества, многие часто вспоминают роман Оруэлла «1984»: «война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила».

– Да, Оруэлл предугадал развитие западного общества. Большинство конфликтов на планете провоцируют США, говоря при этом о мире. Именно Америка спровоцировала майдан в 2014-м, затем искусственно затягивала конфликт, чтобы ослабить Европу и Россию и заработать на продаже оружия, углеводородах. Они же вводят жёст­кую цензуру, верные завету «незнание – сила». Безликой массой проще управлять, в том числе и её численностью, ведь свободных рабов должно быть столько, сколько нужно хозяину. Я не верю, что все эти чайлд­фри появляются сами по себе. Как говорил Дос­тоевский, если Бога нет, то всё позволено. Сейчас не дозволено только одно – ядерное оружие. И только потому, что нет безусловного победителя. Можно в ответ схлопотать. Если бы у СССР не появилось ядерное оружие, то долбанули бы по нам…

Работая во Франции и Италии, я нормально себя чувствовал только с обратным билетом в кармане. Представить, прогуливаясь по Парижу и Риму, что это моя родина, что здесь будут расти мои дети, я не мог. А Америка вызвала ощущение комнаты, куда я заглянул, а там дурно пахнет. Поэтому закрыл дверь и не возвращался.

– Вас называют интеллигентом, а вы почему-то противитесь этому…

Гумилёв-младший отказывался от звания интеллигента, говоря, что у него есть профессия. У меня есть ремесло. Кроме того, у меня один паспорт, и английским я не владею. Так что я не интеллигент. Я рисую, пишу сценарии, сейчас готовлю в Театре Образцова кукольный спектакль по Достоевскому. Продолжаю сниматься. Моё актёрство началось на съёмках у Михалкова. После этого стали приглашать на маленькие роли. «Собаку Баскервилей», где я сыграл дворецкого Бэрримора, вспоминаю с теплотой. На картине собралась актёрская сборная СССР: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Никита Михалков, Олег Янковский, Светлана Крючкова, Алла Демидова. Это было счастливое время, когда во главе угла стояли не деньги, а творчество. И получалось кино, которое пересматривают до сих пор.

Досье

Александр Адабашьян

Родился в Москве в 1945 году. Как художник, сценарист и актёр много сотрудничал с Никитой Михалковым («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Очи чёрные»). Как режиссёр снял фильм «Мадо, до востребования», в Мариинском театре поставил оперу «Борис Годунов».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно