Раиса Рязанова, как и ее коллеги по картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» Вера Алентова и Ирина Муравьева, для зрителей на многие годы осталась провинциалкой, которая приехала покорять столицу. И которая смогла найти здесь свое простое женское счастье. Сама же актриса призналась в беседе с АиФ, что для нее счастье — это совсем иные категории.
«Это настоящее счастье было»
Ольга Шаблинская, aif.ru: — Раиса Ивановна, фильм «Москва слезам не верит» стал уже легендой для зрителей. На цитаты его растащили, все яркие сцены наизусть помнят. А вам период съемок чем запомнился?
Раиса Рязанова: — Я то время всегда вспоминаю с огромным удовольствием. Владимир Меньшов ведь сам артист, поэтому прекрасно знал, что нашей актерской братии необходимо, чтоб нас хвалили и любили. Вот он нас и хвалил, и поддерживал. В автобусе, на котором мы ехали на съемки, всегда песни звучали, настолько у нас хорошо на душе было. Знаете, это настоящее счастье было. Но оно не задержалось надолго. Девчонки, Вера и Ира, еще снимались, а у меня роль была поменьше, так что для меня эта благодать быстро закончилась. Господь показал мне, как бывает здорово, и тут же дверку в счастье захлопнул.
Меня после роли в фильме «Москва слезам не верит» все ассоциировали с Тосей — зрители часто думают, что это один и тот же человек — герой фильма и актер, который эту роль играет. Поэтому на вопросы об Антонине я отвечала так: «Девушка из деревни обустроилась в Москве, квартиру получила. У нее есть муж и трое детей. Есть пусть худая, но машина — которую они все время чинили. Что ей еще надо для счастья? Это ее мир. Тося не читает Кафку, не изучает труды Эйнштейна. И на экране проживаю эту жизнь не я лично. Это актриса Рязанова в шкуре Тоси счастлива теми маленькими радостями». Оденьте меня в балерину, я вам буду балерину танцевать. А моя Тося одета в платок, комбинезон, в руках кисть малярная. Но я — это не Тося!
Но я очень рада, что картина в свое время прозвучала, и до сих народ смотрит ее и любит — уже какое поколение! Сколько миллионов ее смотрели. Многие зрители говорили: «Это моя “настольная” картина. Стирка и уборка подождут. Прихожу с работы, устала, как собака. Поела, села и сижу, смотрю “Москва слезам не верит”. И вроде как душой отдохнула».
— Вот вы про Тосино счастье сейчас говорили. А я вам личный вопрос задам. Вы играете одну из главных ролей в антрепризном спектакле «Незамужняя женщина»…
— Это вы к вопросу про мужчин в моей жизни так подходите?.. Знаете, если я видела в последние годы, что мужчина начинал за мной ухаживать, я его очень быстро приглашала в число своих друзей. И все, и разговор на эту тему отметался автоматически! Муж? А зачем мне это уже теперь? Я замужем была два года. Потом мы расстались (супругом Раисы Рязановой был актер Юрий Перов — прим. ред.). Я уже тогда поняла, какой надо быть женой, и осознала, что я такой не буду. В силу самых разных причин. Во-первых, я ревнивая, я не могу быть безразличной, если есть отношения и я люблю. Мне надо, чтобы во столько-то он был дома. А если мужчина мне не принадлежит — то пусть тогда он будет просто другом. Во-вторых, быт. Я для себя иногда ничего серьезного готовить не стану. Съем хлебушка с чайком. Если есть что намазать на него, то и хорошо. А нет — и так нормально. С мужчиной такое не пройдет, его надо кормить, отчитываться, где была. У меня стимула нет под кого-то подстраиваться. Так что я живу сегодняшним днем. Просто встаю с утра и начинаю делать свои дела. В жизни предостаточно поводов для счастья! Для того чтобы чувствовать себя довольной жизнью, замужем быть необязательно.
— Мы с вами часто видимся на кинофестивалях. И каждый раз, общаясь, восхищаюсь вашими доброжелательностью и оптимизмом. Я вас никогда не видела в плохом настроении. Это природная такая черта у вас?
— Оптимизм? Во-первых, это природная черта. Во-вторых, встреча с публикой для актера всегда должна быть праздником. И ты или этот праздник несешь зрителю, или ты сиди дома. В платочке, с флюсом ты никому не нужна. Нельзя, чтобы зритель тебя видел в каком-то непотребном неприбранном виде. Профессия такая — ты все время на виду. Если ты кому-то доставил неудобство сиюминутное — извинись, вплоть до того, что встань на колени. Потому что иначе сарафанная почта разнесет тебя так, так опустит с небес на землю, что не поднимешься никогда, какие бы роли ты ни играл. Народ все равно будет думать: а все-таки она плохой человек. В общем, актерскую профессию надо нести.
«Вместо будильника у меня птицы»
— Наша жизнь состоит из мелочей, по большому счету. Какие из них радуют вашу женскую душу?
— Побрякушки. В сериале «Не родись красивой» девочки-стилисты к каждому моему костюму подбирали бижутерию. Оказалось, это так красиво, нарядно! И с тех пор, как начинается новый телепроект, я складываю все, что у меня есть — в свое время я накупила много бижутерии в Чехословакии, когда ездила на кинофестивали, — и несу на съемки. Стилисты говорят: «Берем вот это, вот это. Ой, Раиса Ивановна, все берем». (Смеется.)
— Еще раз к фильму «Москва слезам не верит» вернусь. Там ваша Антонина, уже взрослая женщина, приглашает подруг на дачу. А у вас с дачей какие отношения?
— Она мне очень много радости доставляет! Знаете, как говорят, бодливой корове Бог рогов не дает. Так и у меня. Долгое время у меня дачи не было, а потом Бог мне ее дал. Лет 15 назад она у меня появилась. И я, что называется, со всей дури дорвалась до земли. Летом на даче хожу босиком, с июня по август люблю спать на улице. Перетащила в беседку одеяло поплотнее. Просыпаюсь от солнца, а не от будильника. Засыпаю с Луной. Птички поют. Утром они меня будят, вечером их пение — как колыбельная. Это ли не благодать?
— Что растет у вас на участке и как урожаем распоряжаетесь?
— Яблони, груши. А через забор от соседа свисает слива шикарная. Он говорит: «Рая, эта половина твоя, собирай и ешь». Когда было много яблок, делала сок. Из груш варю джем. Варила еще варенье из малины с ежевикой. Но ежевика у меня недозрела, и получилась ерунда.
Дача — это моя нора, как и моя квартира в Москве. Хороших людей приглашаю с удовольствием, а от плохих прячусь дома. Все, что у меня есть, нажито не то что непосильным трудом… Но, честно говоря, нелегко в жизни все доставалось. Мне однажды сказали: «Но ведь после картины “Москва слезам не верит” вы были нарасхват!» А на самом деле никакого «расхвата» не было. Да, люди узнавали на улицах, улыбались, здоровались. А в работе-то ничего не изменилось. Сидела, ждала звонка. Только домашние стены видели мои слезы и переживания. Но в последние годы все изменилось, к счастью. Снимаюсь сериал за сериалом. Иногда говорю коллегам: «Устала. Может, сделать перерыв?» — «С ума сошла? Снимайся, пока берут». Они правы. Актер — профессия зависимая. Годами можно ждать, пока работа появится. Поэтому я иду и снимаюсь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть