«Я шагаю по Москве», «Афоня», «Кин-дза-дза», «Приключения Электроника», «Усатый нянь», «Суета сует»... Он сыграл в кино полсотни ролей. Снимался в популярном киножурнале «Фитиль». Выходил на сцену. Сам ставил спектакли. И организовывал театры. А запомнился зрителям по эпизодической роли в мелодраме «Москва слезам не верит».
Помните, как доктор наук на пикнике с шашлыками рассказывает о скромности и золотых руках Гоши, о том, что он слесарь с большой буквы «С»? Вот этого доктора наук в кепочке и сыграл Геннадий Ялович.
«МХАТовский сторож поклон ему бьет»
Сниматься Гена начал еще школьником — в картине «Аттестат зрелости» с Василием Лановым в главной роли он сыграл «принца» на новогоднем балу. Так что судьба была предрешена.
В 1960-м Геннадий Ялович окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ, где учился на одном курсе с Владимиром Высоцким, Валентином Никулиным, Георгием Епифанцевым, Валентином Поповым...
У Высоцкого Ялович даже был свидетелем на первой свадьбе. Владимир тогда женился на Изе Жуковой. А Геннадий уже два года как был мужем однокурсницы Марины Добровольской. В качестве подарка Ялович преподнес молодоженам... огромного дога. Шел по улице, а тут — человек, продающий собаку за 10 рублей. Он взял и купил. Но через три дня Высоцкий взмолился: «Слушай! Ну что я буду с ним делать? Куда мне его девать?» Пришлось Геннадию забрать пса обратно и изрядно помучиться с ним.
К слову, именно Яловичу Высоцкий посвятил песню про «Наводчицу», написанную во время совместных съемок, а Геннадию и Марине — стихотворение:
«Когда он, друзья, по асфальту идёт,
Никто на него не кивает!
Но МХАТовский сторож поклон ему бьёт,
Уж он-то Яловича знает.
Народ же недоумевает,
И каждый гадает:
«А ктой-то шагает?»
Но годы пройдут — по асфальту пойдёт,
Верней, на машине покатит...
И шляпы снимать будет вслед весь народ:
«Поехал Ялович Геннадий,
Который недавно в Канаде гремел на эстраде».
Дружба с Высоцким (Ялович ею никогда не кичился) началась со студенческих постановок, капустников и совместной подработки руководителями театральных кружков. Например, в клубе милиции на улице Дзержинского, 13. Уже тогда молодые артисты задумывались о собственном театре (по примеру «Современника»). И позже создали Московский молодежный экспериментальный театр.
«Вовка летел вниз и кричал: “Снимайте!”»
После Школы-студии Ялович поступил в аспирантуру кафедры актерского мастерства, сразу стал преподавать. И потом всю жизнь учил студентов, ставил спектакли, создавал театры. Хотя постановки, бывало, запрещали, а театры закрывали. И это случалось не один и не два раза. Тем не менее он не опускал руки. Продолжал работать.
«Современник», «Ленком», Театр им. Пушкина, МХАТ, ТЮЗ, Театр им. Станиславского... Он выходил на сцену и ставил спектакли, в основном в любительских и экспериментальных театрах. Снимался в кино, но главными ролями избалован не был. Даром, что и эпизоды старался делать яркими, запоминающимися.
К сожалению, первый брак Яловича закончился разводом, хотя в семье подрастал сын (сегодня Андрей Ялович, как и родители окончивший Школу-студию МХАТ, занимается бизнесом). Владимир Высоцкий со Всеволодом Абдуловым тогда очень поддержали коллегу — Геннадию предстояло жить в крошечной убогой комнатенке.
С Высоцким Ялович был вместе до конца. Хотя, случалось, и пробегала между ними черная кошка. Но с кем не бывает?..
Вместе они снялись в картинах «На завтрашней улице» и «Наш дом». О последней Ялович вспоминал: «В маленьком эпизоде мы устанавливали репродуктор. Володя был наверху, а лестница вдруг начала падать. Вовка летел вниз и кричал: “Снимайте! Снимайте!” Вот был бы кадр! Но режиссер остановил камеру».
«Я начинаю жить опять»
В 1989-м Геннадий Ялович последний раз снялся в кино. Это был очередной эпизод в криминальной драме «Процесс».
А в 1991-м, когда на очередное его детище — театр «Альбом» — был совершен рейдерский захват, сердце не выдержало. Инфаркт. Да какой! Говорили, Ялович 14 раз пережил клиническую смерть. О чем сам потом риторически спрашивал: «А что довело меня до этих смертей? Не на голом же месте сердце рвется!»
После нескольких месяцев в стационаре режиссер вернулся к театру, создав «Товарищество артистов МХАТа», в котором служил до конца жизни. И даже стал сочинять стихи:
«И Богом данным указаньем,
я поворачиваю вспять.
И, может быть, как наказанье,
я начинаю жизнь опять...»
Но после очередных неприятностей организм уже перестал справляться. Начались мозговые спазмы. Один инсульт, второй... Ялович стал жаловаться на дикую усталость, на то, что ничего не хочется делать.
Реализовать актерский и режиссерский талант в полной мере Яловичу так и не удалось. Но у него было много учеников, которым он дал путевку в жизнь.
Повезло ему и со второй женой Светланой, сотрудницей федерального телеканала. Она была с Геннадием до последнего его дня, во всем поддерживала его, жалела. А он называл любимую Ланулей. Хотя и с первой супругой Мариной остался в хороших отношениях.
Когда-то Высоцкий написал о нем:
«Я не Гомер, не Авиценна,
А я совсем простой поэт:
Пускай живет Ялович Гена,
Пока ему не надоест».
К сожалению, «надоело» ему в 64 года. Очередной инфаркт не оставил Геннадию Яловичу ни малейшего шанса на дальнейшую жизнь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть