Самая известная цыганка страны Светлана Тома своими страстными черными очами приворожила к себе не одно поколение телезрителей. Она, конечно, на самом деле отнюдь не цыганка, зато необыкновенно талантливая актриса и счастливая женщина.
Держать осанку
Настоящее имя актрисы - Светлана Фомичева. А звучный псевдоним «Тома» (с ударением на второй слог) она взяла от фамилии прабабушки-француженки. Росла Светлана в маленьком молдавском городке Бельцы и вела привольную, почти цыганскую жизнь - с детства объезжала жеребят, бродила по садам и виноградникам... Зато летом уезжала в Румынию к бабушкам и тетушкам. Там, по ее воспоминаниям, была совсем другая среда - старинная мебель, строгий этикет, изысканные шляпки. По отношению к ребенку - настоящий террор. Во время обедов и ужинов от Светы требовалось беспрекословное соблюдение правил хорошего тона. Все дружно воспитывали девочку - учили, как держать руки, локти, спину, как пользоваться массой всевозможных вилок и ложек, заставляли читать классику.
Дивный новый мир
В те дни режиссер киностудии «Молдова-фильм» Эмиль Лотяну начинал съемки своей новой киноленты «Красные поляны» и искал актрису на роль Иоанны, дочери немолодого чабана Илуцэ. Ассистент режиссера увидел на остановке девушку и понял - это она!
«Ко мне подошел импозантный мужчина и предложил, как в классических историях про уличное знакомство, сниматься в кино, - вспоминала актриса. - А я не соглашалась, отбрыкивалась, думала: мало ли что у этого дяденьки на уме! Я же из деревни приехала... Но потом пошла с ним на студию показаться главному режиссеру. Эмиль много дней меня уговаривал, попросил мой адрес, чтобы родители отпустили меня на съемки, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней.
Отец страшно сопротивлялся, в отличие от мамы, он считал, что артистка - это не профессия. Когда меня пригласили на кинопробы, блюсти мою невинность отправились все мои тетушки и дядюшки… Через неделю после кинопроб мы уехали на съемки «Красных полян» в Карпаты, где и начались наши с Эмилем удивительные и вместе с тем сложные отношения».
Родители уступили желанию дочери, а мечты о юриспруденции померкли, как только красавица впервые поняла, каким волшебным может быть мир кинематографа.
В Кишиневе в 1965 году набирался целевой курс питерского ЛГИТМиКа, куда и направилась Тома. А тем временем начались съемки. Суровый и требовательный Лотяну выжимал из подопечной все соки. Сплетники говорили: чтобы добиться грации и легкости походки, режиссер привязывал к спине Светланы палку, а к ногам - гири по три килограмма. Зато, пройдя через все эти гимнастические упражнения, актриса действительно создавала впечатление порхающего мотылька во всех своих кинофильмах.
А после съемок Эмиль Владимирович становился чутким и внимательным. Стремился угостить юную актрису мудреными блюдами собственного приготовления, дарил охапки роз, потчевал захватывающими историями… Она не сразу поняла, что взрослый (Лотяну тогда было под 30) и уверенный в себе элегантный мужчина ухаживает за ней.
Коса на камень
Сейчас Тома и сама не признается, когда влюбилась в режиссера. Говорит, что такие интимные подробности своего романа хочет оставить при себе. Но не спорит: страсти кипели нешуточные.
Знаменитые представители богемы, с которыми дружил Эмиль Владимирович, приняли девушку хорошо, а вот сам режиссер порой мог вспылить и, например, исчезнуть куда-то посреди шумного торжества, бросив возлюбленную в полном замешательстве в чужом доме.
Они оба были темпераментны и частенько схлестывались в спорах, особенно это касалось работы. Снимая очередной кинофильм, Лотяну снова утвердил Тома на главную роль, но она была занята в других съемках. Лотяну был в бешенстве, когда Светлана не приехала к назначенному сроку. Он не только пригласил на главную роль другую актрису, но и разорвал всякие отношения с Тома.
«С Лотяну было сложно, - вспоминала Светлана. - Эмиль - очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист… И любовь у нас была. Потом все это исчезло. Наверное, мы так устроены - сами все и разрушаем. Я видела, как он нравился женщинам, ему было интересно еще за кем-то ухаживать. Кто-то из двоих обычно начинает разрушать первым».
Побег
Тем временем жизнь Светланы текла своим чередом. Она обосновалась в Ленинграде, где принимала участие в съемках и доучивалась, а после получения диплома в составе своего курса отправилась в Тирасполь, где довольно неожиданно получила предложение руки и сердца от своего однокурсника Олега Лачина.
Красивого голубоглазого паренька с польскими корнями она долго не замечала. Общалась как с другом, но на что-то большее ему рассчитывать не приходилось. А он давно заприметил яркую красавицу с огромными глазами.
Конечно, Тома хотела настоящую семью с ребенком и не богемным, а обычным счастьем, полным тепла, уюта и спокойствия. Начала ближе общаться с Олегом - оказалось, что он готов воплотить все ее мечты в реальность! «Но, наверное, нельзя сказать, что я его сильно любила. Просто я к нему сбежала от Эмиля», - признавалась актриса.
Они сыграли настоящую традиционную свадьбу с застольем и стали жить вместе. Скоро родилась единственная дочь Светланы Ирина Лачина, которая и сама впоследствии стала известной актрисой.
Все это время, пока Светлана строила свое семейное счастье, Эмиль Лотяну не появлялся в ее жизни - ни разу не позвонил, не прислал телеграммы… И вдруг вызвал ее на пробы в Карпаты. В кинофильме «Лаутары» режиссер снял Тома вместе с ее мужем - в одном эпизоде они играли пару, которая расстается.
Спустя несколько месяцев после того, как семья снялась у Лотяну, супруг Светланы уехал на рыбалку с друзьями. Вдруг ночью Тома получила известие: Олега на реке задело винтом от катера. Он скончался от потери крови.
Светлана тяжело переносила утрату. С дочерью ей стали помогать родители, а Тома, надеясь заглушить боль потери, стала все чаще сниматься. Продолжила она и работу с Эмилем Лотяну.
Отсечь ненужное
Спустя десяток лет после их последней совместной работы Светлана снова участвовала в пробах маэстро. Фильм «Табор уходит в небо», где Тома сыграла роль цыганки Рады, произвел необыкновенный фурор во всем мире: кино для показа купили 112 стран.
Лотяну сделал Тома знаменитой, и он же сделал ее счастливой. Актриса не скрывает: с этим человеком их связывала настоящая любовь, которая могла прерываться на долгие месяцы, ей могли препятствовать брачные узы с другими людьми (в 2000 году Тома вышла замуж за драматурга Андрея Вишневского, который был намного младше нее - они прожили вместе 5 лет и расстались), но она никогда не исчезала совсем.
Несмотря на то что Тома и Лотяну никогда не состояли в официальном браке и не давали друг другу клятв, разлучить эту пару смогла лишь смерть. В 2003 году Эмиль Лотяну скончался.
«Эмиль Владимирович приручил меня, как писал Экзюпери, и был за меня в ответе. Он всю жизнь лепил из меня идеал своей женщины, воспитывая, отсекая ненужное. Все его картины - о том, как женщина прекрасна, таинственна, непознанна, и о женской независимости, состоятельности. В жизни Лотяну хотел видеть меня такой же сильной духом, как цыганка Рада из картины «Табор уходит в небо». Ему было интересно создавать», - говорила актриса.
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть