Звезда советского кинематографа, сыгравшая в сотне фильмов – «Вертикаль», «На семи ветрах», «Исполнение желаний», «Любовь Серафима Фролова» и др. В интервью «АиФ» Лариса Лужина рассказывает о своём детстве, когда в подарок дарили котлету, военных драмах и семье.
На новый год – вкус мяса
Ольга Шаблинская, «АиФ»: – Лариса Анатольевна, в этом году наша страна отмечает юбилей Великой Победы. Какие воспоминания у вас остались о военном времени, на которое выпало ваше детство?
Лариса Лужина: – Я жила в Ленинграде всю блокаду. Помню страх перед воздушной тревогой. Мне 3 года, сестре 6 лет. Мы боялись бежать по улице в бомбоубежище, поэтому она меня за руку тащила под кровать. Нам казалось, что здесь мы в безопасности. Помню, что кушать хотелось всё время. Мама нам отваривала ремень. Папа был моряком, после его смерти осталась форма морская с кожаным поясом.
– Какой вкус был у этого варева?
– Вкуса не было, но хотелось почувствовать запах хотя бы. Когда мне было 4, нас эвакуировали в Кузнецк. И там мне подарили котлету на Новый год. Я почувствовала настоящий вкус и запах мяса. Мама осталась одна после войны со мной, маленьким ребёнком, – бабушку убило осколком, папа умер у мамы на руках от истощения после ранения, старшая дочка умерла с голоду. Семья моего отца маму не принимала, когда они поженились. Считали, что быть женой человека из династии моряков она недостойна – мама была из совсем простой семьи. Но после войны, когда у сестры моего папы умер муж и у неё осталось трое детей на руках, именно моя мама её приютила. Тогда тётя поняла: они человека незаслуженно отвергли. Мама была разнорабочей, но при этом всегда и всем помогала. Она и меня этому научила – состраданию. Самое главное – нужно делать добро. А ещё – быть неозлобленной, независтливой.
Мама до конца жизни не могла даже корочку хлеба выбросить. Когда она умерла, я приехала в подмосковный город Пушкино, куда перевезла её из Таллина. Открыла шкаф... Господи помилуй!
– Что же вы там увидели?
– Там были та-а-акие запасы гречки, макарон, риса, муки. Мама, видно, до конца жизни боялась войны и голода.
У меня тоже рука не поднимается что-нибудь из еды в мусорку отправить. Если остаются корочки хлеба, кладу их под берёзку, туда прилетают галки, которые всё это съедают. Больно, когда выкидывается в помойку что-то, особенно еда.
«Было и предательство»
– Вы сыграли в огромном количестве военных фильмов, вошедших в сокровищницу нашего кинематографа. А с каким настроением смотрите современные картины о войне?
– Когда я снималась в военных фильмах, у меня было полное ощущение, что это со мной происходило. Военная тема внутри моего сердца жила. И до сих пор ощущение того времени никуда не уходит.
А картины, снятые сегодня? Меня они не трогают. Такое ощущение, что немножко ряженые все. В моей душе струны не затрагиваются. Единственный фильм, который я посмотрела с огромным удовольствием, – «Солдатик». Его молодая девочка-режиссёр поставила. Мальчонка маленький там играет – ощущение, что он действительно прожил на экране моё детство. Ему я поверила.
Что же касается военной драмы «На семи ветрах», в которой я сыграла, то, когда она вышла в 1962 г., пресса была не очень хорошая. А сейчас эта картина Ростоцкого даже с большим интересом смотрится, чем тогда. Недавно её показывали по телевизору. Пересмотрела. Столько там нежности, столько теплоты. Она светлое ощущение оставляет, веру в любовь, которой жили миллионы наших советских женщин в годы войны. Недаром в это же время, в какое действие идёт на экране, были написаны строки Симонова: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди».
Мы в изоляции с младшим внуком, 10 лет ему, занимались актёрским мастерством. Заставила выучить его «Жди меня». Рассказала, что стихотворение было написано в 1941 г., что солдаты вырезали его из фронтовых газет и держали в кармане как оберег, когда шли в бой. Любящая, ждущая женщина, твёрдый тыл помогали бойцу выживать. Хотя всегда рядом было и предательство. У Володи Высоцкого есть песня хорошая – парень перед началом боя получает письмо, где жена пишет: «Я тебя разлюбила и выхожу замуж за другого». И это письмо его убило раньше, чем он пошёл в атаку.
«Ларис, ты с ума сошла?»
– Вы сказали, что в самоизоляции занимались с внуком. Многие актёры с содроганием вспоминают тот период. А как Лужина его пережила?
– К несчастью, коронавирус не обошёл нас стороной. Мы потеряли отца моего сына Павлика. Валера Шувалов – кинооператор, который снимал большие картины – «Экипаж», «Интердевочка». Он умер от коронавируса в мае. Мы никогда не афишировали, что бывшие муж и жена. Может, я о нём и не говорила бы ничего. Но, поскольку есть человечек, который нас связывает, всё равно Валера навсегда в моей душе.
А ваш вопрос… Конечно, хочется встреч со зрителями. Хорошо хоть, что мы были на даче, в Москве, наверное, я сошла бы с ума в четырёх стенах. А там всё-таки воздух, чего-то сажала, копала, яблони посадила новые. Есть у нас и волейбольное кольцо, пинг-понг, есть маленькая освящённая часовенка, я могу каждый день ходить молиться утром и вечером, ставить свечку. В бильярд научила играть младшего внука. Раньше он руками шары кидал по полю, сейчас уже твёрдо держит кий в руках, забивает, обыгрывает меня.
Старший внук во время самоизоляции заканчивал – слава богу, с пятёрками – МГУ, факультет глобальных процессов. Что это такое, я так и не смогла врубиться. Внук, кстати, в истории так сечёт, что мне с ним даже страшно бывает разговаривать. Недавно сказал на какой-то мой комментарий: «Ларис, ты что, с ума сошла?» Буду молчать, думаю, в стороночке, встревать не буду, он знает всё.
– Внуки вас по имени зовут?
– Так установилось с самого начала, как только они появились на свет. Я сразу сказала: «Чтобы меня бабушкой никто не звал, не хочу! Только по имени». Младший внук даже называл по имени и фамилии. Идёт, помню, трёхлетний, и кричит на весь аэропорт: «Лариса Лужина! Лариса Лужина!» И все начинают оборачиваться. Я шепчу: «Прекрати, какая Лариса Лужина, зови просто Лариса».
Бабушка-дедушка – это всё прекрасно и почётно, конечно. Но всё-таки лучше оставаться ещё молодыми, как говорится. Мне уже 80 лет, но бабулей быть никак не хочется.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть