По данным International Space Business Council, объем глобального рынка космических услуг превышает 300 млрд долларов. Сегодня только около 530 человек могут похвастаться гордой записью «космонавт» в своем резюме. Однако полеты в космос становятся все более доступными. Если изначально аэрокосмическая отрасль финансировалась из госбюджетов крупнейших государств мира, то в XXI веке произошли революционные изменения в космонавтике. Компании и корпорации инвестируют миллиарды в космические разработки и исследования, и с приходом частного капитала стал зарождаться космический туризм.
Как космос «открывается»
Первый человек, который в буквальном смысле купил билет в космос, - американский инженер и финансист Деннис Тито. За привилегию провести семь дней, 22 часа и четыре минуты на Международной космической станции (МКС) в 2001 году он заплатил 20 млн долларов. Правда, перед этим он в течение восьми месяцев проходил полноценный курс подготовки космонавтов, который включал в себя медицинское обследование, программу физической подготовки, всеобъемлющий технический и теоретический курс вплоть до отработки ручного управления космическим кораблем в случае отказа электроники.
По возвращении на Землю Деннис Тито заявил: «Это было величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на планету. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все семь дней я испытывал настоящую эйфорию».
Экспедиция на МКС
Турист отправляется на МКС с космодрома Байконур на корабле «Союз». На борту космической станции счастливчика ждет незабываемая неделя, в течение которой можно почувствовать себя настоящим космонавтом: испытать особенности космической жизни с ее бытом и кухней, вдоволь насмотреться в иллюминатор на Землю с высоты 350 км. Туристам разрешается взять с собой некоторые личные вещи, они проходят инспекцию безопасности. На память о полете можно получить отработавшие ресурс детали МКС, предметы гигиены, космические футболки, провиант (микробуханки хлеба, тушенку «по спецзаказу», пироги в пакетиках), ну и в дополнение - множество фотографий.
По такой программе уже совершено восемь полетов, на МКС побывали семь космических туристов. Не сходится? Отнюдь: миллиардер Чарльз Симони летал дважды - в 2007 и 2009 годах.
Суборбитальный полет
Американская компания Virgin Galactic, созданная британским бизнесменом-филантропом Ричардом Брэнсоном, близка к реализации собственного амбициозного проекта. В 2011-м закончено строительство первого частного космодрома, который расположен в штате Нью-Мексико, США. С этого космодрома будет взлетать самолет WhiteKnightTwo, несущий на себе другой корабль - челнок SpaceShipTwo. Последним управляют два пилота, а в кабине находятся шесть пассажиров.
Поднявшись на высоту 15-20 км, SpaceShipTwo отсоединится от самолета-носителя и спланирует около 1 км вниз, пока WhiteKnightTwo отлетает на безопасное расстояние. А далее пассажиров ждет серьезная встряска. Включается мощнейший реактивный двигатель, который с гигантским ускорением уносит челнок вверх. На скорости 3 Маха (втрое быстрее скорости звука) пассажиры и пилоты испытают мощные перегрузки, но перенесут их без особых проблем. Корабль достигнет высоты в 110 км, и двигатели утихнут. С этого момента для пассажиров начнется чудо микрогравитации, а из иллюминаторов откроется вид, о котором большинство людей могут только мечтать. К сожалению, надолго задержаться на такой высоте не получится. Сразу после отключения двигателей гравитация вновь вцепится в челнок и станет затягивать его в свои объятия. У пассажиров будет приблизительно пять минут, чтобы насладиться видом и ощущениями, после чего нужно срочно вернуться в кресла и подготовиться к постепенному снижению и посадке корабля.
На все про все - порядка двух часов и 200 тыс. долларов. Пока идут финальные испытания кораблей, а первые коммерческие полеты по этой программе стартуют в 2014 году. Но очередь в космос уже выстроилась - в списке ожидания более 600 имен, среди которых такие известные люди, как Стивен Хокинг, Том Хэнкс, Брэд Питт, Анджелина Джоли, Леонардо Ди Каприо и Джастин Бибер.
Параболы в воздухе
Для желающих острых «космических» ощущений есть другие варианты. К примеру, подъем на высоту 23-25 км в кабине истребителя МиГ-29. В 45-минутную программу полета по желанию заказчика включены фигуры высшего пилотажа, головокружительная скорость, остановка двигателя на огромной высоте и проходы на очень малой высоте вдоль взлетно-посадочной полосы. Стоимость «забавы» - 20-25 тыс. долларов.
Еще один вариант обойдется вдвое дороже. Заплатив примерно 50 тыс. долларов, можно стать членом небольшой группы пассажиров специального самолета (Boeing или ИЛ-76). В нем нет кресел, и все поверхности обиты мягким материалом. На протяжении двух часов полета он совершит около 20 наборов высоты и пикирований под углом 45 градусов. Периоды пикирования длятся недолго, всего 20-25 секунд, но в сумме набирается около шести минут невесомости.
Из искры разгорится пламя, и о космическом туризме скоро перестанут говорить как о научной фантастике. Множество компаний ведут разработки в этом направлении, что в перспективе позволит значительно удешевить полеты на орбиту и повысить их безопасность. Со временем появятся коммерческие орбитальные станции, где туристы смогут с комфортом провести свой космический отпуск. Проекты таких орбитальных гостиниц уже разработаны и ждут своего часа.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть