3229

Открыточная мадонна. Прекрасная эпоха Клеопатры де Мерод

№ 33 от 11 августа 2015 года 11/08/2015

Звезда и муза

Судьба Клеопатры Дианы де Мерод окутана тайнами. Она родилась в Париже (по другим данным - в Бордо или Биаррице) в 1875 году. Принято считать, что ее отец - австрийский художник Карл Фрайххер фон Мерод, который происходил из знатного голландского рода, а мать - актриса родом из Вены, однако историки до сих пор не уверены, являются ли эти сведения подлинными.

Сведений о детстве будущей звезды «Прекрасной эпохи» также сохранилось немного. Маленькая Лулу, как ласково называли ее родители, с детства проявляла страсть к танцам и в возрасте 7 лет начала занятия в балетной труппе Парижской оперы, а уже в 11 лет дебютировала на сцене. Но, каким бы ни был ее танцевальный талант, на протяжении всей жизни главным ее козырем была необычайная красота, благодаря которой Клео в 13 лет позировала для картин Эдгара Дега и Жана-Луи Форена.

Ее танцевальный дебют «Камбоджийские танцы» на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году, оказался настолько успешным, что о Клео тотчас же заговорили как об очень перспективном даровании. Танцовщица сделала своей «визитной карточкой» прическу, в которой волосы, разделенные на прямой пробор, были низко уложены в шиньон, полностью прикрывая уши. Парижские модницы назвали прическу по имени ее обладательницы – «Клео де Мерод» и массово копировали укладку юной чаровницы, которая к тому времени превратилась в невероятно красивую девушку с большими темными глазами, роскошными кудрями и осиной талией. Фотографии Клео украшали почтовые открытки и игральные карты не только во Франции, но и почти во всей континентальной  Европе. Когда карикатурист Альфред Гревен, сооснователь Музея восковых фигур Гревен в Париже, открыл выставку «За кулисами Оперы», то поставил восковую фигуру Клео в полный рост рядом с фигурами композитора Шарля Гуно и оперной певицы Розы Карон, желая показать масштаб личности де Мерод для своего времени.

В 1895 г. ее портрет написал Анри Тулуз-Лотрек, а представленная в 1896 г. в Парижском салоне скульптура Александра Фальгьере, натурщицей для которой стала Клео, произвела настоящий фурор. Дело в том, что, увидев скульптуру, которая изображала ее совершенно обнаженной, де Мерод была шокирована и призналась, что не догадывалась о намерении скульптора представить ее именно в таком виде. Через некоторое время ажиотаж утих, однако с тех пор многие, говоря о прекрасной француженке, вспоминали эту статую. Сейчас скульптура находится в коллекции музея д'Орсе.

Клеопатра и король

Слухи и домыслы по-прежнему сопровождали танцовщицу: теперь в Париже судачили, что Клеопатра вынуждена носить свою «фирменную» прическу, поскольку у нее... нет половины уха. Версии рассматривались разные: говорили, что она родилась такой либо что часть уха была отстрелена в пылу скандала ревнивым любовником. Чтобы угомонить сплетников, Клео стала везде появляться с волосами, зачесанными за оба целых и невредимых уха, и вскоре вновь оказалась в центре внимания: в 1896 г. красавица, танцевавшая в роли Фрины в Театре оперы и балета Бордо, привлекла внимание Леопольда II, короля Бельгии. Клео потрясла его воображение. Леопольд не любил музыку, но ходил на балеты и в оперу главным образом для того, чтобы знакомиться за кулисами с актрисами. Пресса немедленно начала публиковать заметки о любовной связи 22-летней балерины и 61-летнего короля, окрестив того «Клеопольдом».

Ходили слухи о щедрых подарках Леопольда новой пассии. Писали, что король  якобы снабдил свою повозку отдельной каретой для Клео, чтобы та могла путешествовать вместе с ним. Говорили и о шикарном жемчужном ожерелье, подаренном ей королем, и о том, что она живет в роскошных апартаментах в самом модном районе Парижа, в то время как на самом деле Клео жила в маленькой квартирке вместе с матерью. Де Мерод упорно отрицала все домыслы, подтверждая лишь один-единственный подарок от короля - букет роз.

В ноябре 1902 г. газеты писали, что «по известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод». До отречения не дошло, зато Париж многое выиграл от королевской страсти: когда Леопольд решил сделать Франции какое-нибудь ценное подношение, именно Клео подсказала ему идею подарить Парижу метро. В 1900 году была открыта первая линия парижского метрополитена, построенная на деньги бельгийского монарха... Тем не менее слухи о связи с Леопольдом II нанесли значительный ущерб репутации Клеопатры.

По признанию Клеопатры, за всю жизнь у нее были лишь два романа.

Призраки прошлого

Пытаясь скрыться от дурной славы, Клео уехала в Санкт-Петербург. Мерод стала первой танцовщицей в русском балете, которая выступала в дуэте с мужчиной.  По возвращении в Париж она начала танцевать в варьете «Фоли-Бержер», доказав, что ей нечего стыдиться. Работа в «Фоли-Бержер» принесла танцовщице не только солидную сумму, но и еще большую славу, чем во время карьеры в театре. Проведенный позднее парижским журналом «The Eclaire» опрос признал де Мерод самой красивой женщиной Парижа: из 7000 голосующих половина отдали ей свои симпатии. Впоследствии Клео вновь покинула Париж, и ее с восторгом принимали театральные залы Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка.

В июне 1902 г. Клео де Мерод выступала в Англии, в 1904 г. состоялся ее тур по Швеции, Норвегии и Дании, обернувшийся ошеломительным успехом: толпы поклонников у театров создавали Клео трудности по пути в отель. Вернувшись в Париж, она узнала, что в редакцию «Фигаро» пришли около 3000 восторженных посланий из Скандинавии, многие из которых впоследствии появились на страницах издания.

Однако в Париже Клео оказалась не у дел: ей предлагали лишь роли в комедийной опере, но для балерины такого уровня это было равносильно позору. Клео навсегда покинула Париж, переселилась в Биарриц, где принимала участие в благотворительных акциях Красного Креста, выступая для солдат в годы Первой мировой войны.

Помимо танцев, она увлекалась скульптурой - ее любимым сюжетом были, конечно, танцовщицы. Это увлечение приносило ей неплохой доход.

Даже в преклонном возрасте ее преследовали призраки прошлого: в 1949 г. Симона де Бовуар, подруга Жана-Поля Сартра, написала книгу «Второй пол», назвав в ней Клео «любовницей Леопольда II» и «гетерой». Также в книге утверждалось, что Клео - простолюдинка, присвоившая себе высокий титул. Возмущенная де Мерод подала на Бовуар в суд, требуя 5 млн франков за оскорбление личности, и выиграла процесс. В 1926 году Клео снялась в немецком кинофильме «Frauen der Leidenschaft».

Умерла Клео де Мерод 17 октября 1966 г. в Париже, оставив после себя замечательные мемуары, привлекающие читателей неподдельной искренностью. Она ни разу не была замужем, у нее не было детей. Газеты усиленно спекулировали на ее возможных романах с множеством мужчин, но, по ее собственному свидетельству, за всю ее жизнь у нее были лишь двое возлюбленных. Обе истории любви длились продолжительное время и закончились для нее плачевно: первый возлюбленный, аристократ, умер от брюшного тифа, вторая же любовь де Мерод, испанский дипломат, ушел от нее к другой женщине.

Ольга ГРАЖИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно