Художник и его музы
Пьер-Огюст Ренуар, шестой ребенок в семье, появился на свет 25 февраля 1841 года в Лиможе в семье портного, вскоре перебравшегося в Париж. Мальчик рисовал всегда, как только у него выдавалась свободная минутка: учителя постоянно бранили его за заполненные рисунками школьные тетрадки. Зато родители сочли, что у мальчика явная предрасположенность к искусству, и отдали Огюста подмастерьем в мастерскую по росписи фарфора. В воскресенье Огюст шел на бульвар или на лодочную пристань, садился на солнышке и рисовал прогуливающихся женщин… У него получалось все лучше - в 1862 году он отважился держать экзамены в Академию художеств и был зачислен в школу при Академии. Он часами бродил по Лувру, пытаясь учиться у старых мастеров, и по-прежнему делал бесчисленные портреты всех приглянувшихся ему женщин.
В одну из своих натурщиц, Лизу Трео, он был отчаянно влюблен, и ее портрет стал его первым признанным шедевром. Но девушка предпочла молодому художнику состоявшегося архитектора. Огюст, обладавший легким характером, спокойно перенес эту утрату. Позднее, вместе со славой, в его жизни появились такие талантливые и блистательные женщины, как актриса Жанна Самари, художница Берта Моризо, журналистка Жюдит Готье: в каждую из этих признанных красавиц Ренуар тоже был влюблен, но предпочел сохранить с ними исключительно дружеские отношения.
Алина с Монмартра
С Алиной Шариго, ученицей в ателье мод на Монмартре, художник познакомился в небольшом ресторанчике на улице Сен-Жорж. Ренуару было уже сорок, а девушке недавно исполнился 21 год. Алина являла собой идеал Огюста Ренуара: белокурая, полненькая, круглолицая и розовощекая, она была очаровательной барышней. Ренуар пригласил Алину стать его натурщицей, та согласилась. Вскоре она по уши влюбилась в художника… И готова была позировать ему вечно. «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, - позднее рассказывала Алина. - Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник - чтобы давать вино».
Огюст, разумеется, тоже был влюблен: еще бы - ведь девушка была так прелестна и обладала кошачьей грацией, которую он особенно ценил! Алина стала важной частью жизни художника: она практически поселилась у Ренуара, окружив любимого заботой, - готовила воскресные обеды для его друзей, стирала его белье вместо прачки. Однако предлагать девушке руку и сердце Огюст не собирался. И когда Алина простодушно предложила ему переехать из Парижа в Эссуа, где он мог бы жить в доме ее семьи и писать в свое удовольствие, Ренуар возмутился - ведь она предложила ему едва ли не оказаться у нее на содержании! - и порвал всякие отношения с девушкой.
Чтобы забыть Алину, Ренуар отправился в давно планируемое путешествие: Алжир, Италия, Испания, посещение самых знаменитых музеев мира… Но чем дольше он находился в разлуке с возлюбленной, тем сильнее тосковал. На Капри Огюст написал одну из самых знаменитых своих картин: «Белокурая купальщица». Это был портрет Алины… Перед возвращением художник послал Алине телеграмму, сухо извещавшую о том, когда и каким поездом он приезжает в Париж. Девушка встретила Ренуара на перроне - и больше они не расставались.
Королева и хозяйка
Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой. Второй сын художника, знаменитый режиссер Жан Ренуар вспоминал: «Мой отец - этот непоседа, неспособный оставаться на месте, - вдруг оказался в одной квартире с женой; ел в установленное время, ложился в тщательно застеленную кровать, не носил рваных носков. Ко всем этим преимуществам должен был скоро прибавиться ребенок».
Своего первого ребенка, сына Пьера, Алина родила в 1885 году, еще не успев обвенчаться с Огюстом. Именно рождение сына в конце концов заставило Огюста повести Алину в церковь и в мэрию. Правда, это произошло лишь в апреле 1890 года, когда Пьеру шел уже пятый год.
Ренуар ценил заботу жены и рассказывал повзрослевшим сыновьям: «Она давала мне возможность размышлять. Она умела поддерживать вокруг меня деятельность, которая не мешала моим заботам». Сплетни об изменах Огюста жене не утихали никогда: художник то и дело терял голову из-за новой музы. Но интрижки и увлечения мужа не слишком беспокоили мадам Ренуар: ведь она была матерью его детей и хозяйкой в его доме. Алину ценили и собратья Огюста по цеху – увидев ее как-то на выставке в окружении других дам, Эдгар Дега заметил Ренуару: «Ваша жена выглядит как королева среди циркачек». Алина безупречно вела хозяйство и ограждала супруга от любых забот, не связанных с творчеством. Она заботилась о нем, когда он болел, снисходительно и терпеливо относилась к его изменам, считая, что художники не могут иначе. Ренуар платил ей уважением и искренней любовью.
Счастливчики
В 1897 году в дождливый день Огюст Ренуар упал с велосипеда и сломал правую руку. Алина помогала ему, как могла: чистила палитру, мыла кисти, даже научилась удалять краску с неудавшихся участков полотна. Впоследствии у Ренуара заболела спина, затем - суставы. Диагноз был трагический для художника: артрит. Болезнь прогрессировала очень быстро, и скоро Огюст мог передвигаться по дому только в инвалидном кресле. Однако он продолжал писать, а в 1901 году Алина родила третьего сына, Клода.
Супруги переехали в Эссуа. Алина выращивала в огороде прованские травы - на большее у нее уже не хватало сил: последние роды дались ей тяжело. И все же они с Огюстом были по-прежнему счастливы. «Что ни говорите, я - счастливчик!» - заявлял он. Его работы были востребованы, он все еще мог писать и ценил каждый час, который мог провести с кистью в руке. Анри Матисс, который был моложе Огюста на двадцать восемь лет, спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» - на что Ренуар со свойственным ему благодушием ответил: «Боль проходит, красота остается…» Алина же была счастлива, потому что видела счастье Огюста. В нем и в их сыновьях была вся ее жизнь.
В 1914 году, с началом войны, Пьер и Жан записались в армию добровольцами. Из-за переживаний за детей Алина заболела диабетом, но скрывала свой недуг от Огюста, старалась казаться сильной и неунывающей. Не потеряла самообладания, даже когда пришло известие о ранении Пьера, а следом - о ранении Жана…
Алина умерла 27 июня 1915 года. Прежде чем она испустила последний вздох, Огюста в инвалидном кресле привезли попрощаться с ней. Он долго смотрел на лицо женщины, с которой счастливо прожил тридцать пять лет. А потом поцеловал ее в губы и скомандовал сиделке: «Пошли!» Ренуар попросил отвезти его в мастерскую, где немедленно сел к мольберту, на котором был закреплен неоконченный натюрморт с розами, - и взялся за кисть. Огюст плакал и резкими мазками рисовал розы, словно утверждая торжество искусства над смертью. Когда ему сообщили, что Алина скончалась, он не прервал работу…
Последней влюбленностью художника стала Андре Мадлен (Катрин) Хеслинг: рыжеволосая шестнадцатилетняя девушка, будущая супруга его сына Жана. Однако Алину Огюст не забывал никогда: каждый вечер он требовал, чтобы его инвалидное кресло поставили напротив уютного, обтянутого потертым бархатом розового кресла, в котором любила сидеть его жена. И Огюст говорил - не с ней, нет, но о ней, лишь бы нашелся собеседник, и из этих рассказов сыновья узнавали о матери больше, чем за все время, когда она была рядом с ними. Он пережил ее на четыре года.
Ольга ГРАЖИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть