Если бы знаменитый абстракционист Василий Кандинский был нашим современником, его наверняка носили бы на руках во всем мире. Однако художник творил в начале XX века и, куда бы ни заносила его судьба, всюду оставался непонятым чужаком. Зато сегодня картины Кандинского стоят баснословных денег, и любой музей почтет за честь организовать у себя выставку его работ - ценители искусства не единожды могли любоваться ими и в Минске. А ведь многих полотен мастера мы вовсе не увидели бы, если бы не женщины, которые его любили...
Все пути - в Витебск
Кандинский, как и остальные авангардисты, сильно опережал свое время. К примеру, художники объединения «УНОВИС», основанного в 1920 г. Казимиром Малевичем в Витебске, были убеждены: потомки поймут их творчество только через сто лет. Сам Кандинский - кстати, он тоже наряду с Шагалом и тем же Малевичем работал в самом «авангардном» городе Европы - придерживался того же мнения на собственный счет. И не слишком ошибался: хотя слава настигла мастера еще при жизни, многие современники видели в его картинах не более чем хаос цветных пятен и линий.
Нынешние же критики сравнивают искусство Кандинского с музыкой - одного оно волнует до глубины души, другому кажется беспорядочным набором звуков. По крайней мере, сам живописец именно такую аналогию и проводил: «Цвет - это клавиша, глаза - молоточки, а душа - пианино со множеством струн. Художник - это оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе». Многие исследователи сходятся во мнении, что Кандинский обладал особым восприятием мира: при звуках музыки он видел зрительные образы - и слышал музыку всякий раз, когда брался за кисть...
К живописи Василий Васильевич пришел довольно поздно, в 30 лет, и неожиданно - прежде всего, для себя самого. Родом он был из состоятельной московской семьи, получил образование в Московском университете, преподавал там же экономику и право, и карьера шла в гору: молодому ученому даже предложили место приват-доцента. Однако стоило ему увидеть полотно Моне на выставке импрессионистов - и прежние планы на будущее полетели кувырком: отныне Кандинский хотел быть художником и никем иным. В 1896 году он отправился в Мюнхен, который на тот момент соперничал с Парижем за звание центра культурной жизни Европы, и записался в частную художественную школу.
Не хлебом единым
К тому времени он уже был женат на троюродной сестре по линии отца Анне Чемякиной, с которой сблизился еще в годы учебы: «С университета у меня был всего один вполне друг, знавший мою душу, - Аня. Я верил ей и больше никому…» Анна была на 6 лет старше Василия и, судя по всему, так и осталась для него скорее другом, чем женой: уже во время свадебного путешествия Кандинский в письмах рассуждал о невозможности «достичь на земле такого счастья, о котором когда-то мечталось…».
Но вернемся в Мюнхен. В 1901 году несколько местных художников-новаторов во главе с Кандинским открыли собственную школу - там Василий Васильевич познакомился с молодой ученицей Габриэль Мюнтер. Вспыхнувшая между ними симпатия - поначалу сугубо профессиональная - вскоре переросла в страстное чувство. Конечно, любовный треугольник быстро перестал быть тайной, и Габриэль настояла на том, чтобы Василий сообщил Анне о разрыве.
Несколько лет влюбленные прожили в живописном баварском городке Мурнау - разбили небольшой огородик и с увлечением копались на грядках. В дневнике Кандинский отчитывался: «Клубничные кусты будто обрызганы большими каплями крови… Картошка хорошая и большая…» Но не садоводством единым жив художник - именно в Мурнау Василий Васильевич окончательно обратился к абстрактной живописи, которую сам же и выпестовал. Теперь его картины представляли собой яркие цветовые контрасты, взрыв чистого света и красок. Также художник наконец-то официально развелся с Анной, но делать предложение Габриэль не спешил…
Генеральская дочь
Когда началась Первая мировая война, Кандинский принял решение вернуться в Москву - он был тепло встречен на родине, а его идеи и полотна имели там большой успех. Зимой 1917 года он снова женился, но… не на Габриэль, а на генеральской дочери Нине Андреевской - с ней он познакомился по телефону и сразу влюбился в приятный девичий голос. Именно в этот день художник - не зря ведь он обладал способностью «видеть» звуки, облекать их в цвета - написал свою известную акварель «Незнакомому голосу». На момент встречи Кандинскому было почти 50, Нине - 17.

Мюнтер он не счел нужным оповестить о своей женитьбе. Бывшая возлюбленная безрезультатно пыталась его найти, забрасывала письмами, которые оставались без ответа. Только спустя несколько лет Кандинский через своего адвоката потребовал вернуть ему личные вещи и картины. Часть имущества Габриэль вернула, остальное оставила себе в качестве компенсации за моральный ущерб…
Новоиспеченные супруги в первое время были очень счастливы. У них родился сын Всеволод, а революцию 1917 года Кандинский даже приветствовал - хотя после прихода к власти большевики конфисковали почти все его имущество. Он снова начал преподавать, основал и возглавил Институт художественной культуры, однако, как и Шагал с Малевичем, не сумел вписаться в новую соцреальность. Кандинского начали травить, его работы - высмеивать, а тут новый удар: смерть маленького Лоди, не дожившего и до трех лет…
Старая история
В 1921 году супруги навсегда покинули родину и уехали в Берлин, а через семь лет были лишены советского гражданства как «невозвращенцы». В последующие семьдесят лет Кандинский был под запретом в СССР: его картины изъяли из музеев, а статьи и книги попали под каток цензуры.
В Берлине пара жила замкнуто. С соотечественниками Василий и Нина почти не общались, зато каждый день ходили в кино - оба просто обожали кинематограф. Вскоре Кандинскому предложили работу в веймарском «Баухаусе» - школе, которая была на тот момент локомотивом современного искусства и дизайна, и он с радостью ухватился за эту возможность. Однако с приходом к власти Гитлера история повторилась: произведения Кандинского, объявленные «дегенеративным» искусством, были изъяты из музеев и публично сожжены, а сам художник был вынужден бежать во Францию.
В очередной эмиграции художник так и не стал «своим». Он не понимал ни слова по-французски, а Парижу был чужд язык абстракции. И все-таки именно в этом городе Кандинский нашел свое последнее прибежище, хотя и не успел увидеть крах нацизма. Он умер в 1944 году, за три дня до своего 78-летия. После его смерти Нина больше не вышла замуж - она бережно хранила наследие супруга, продавала и дарила его работы разным музеям, организовала мемориальные выставки…

А что же стало с Габриэль Мюнтер? После расставания с Кандинским она надолго забросила живопись и вела замкнутый образ жизни. Однако в годы нацизма, когда «дегенеративное» искусство было объявлено вне закона, рискуя головой, прятала архив и работы Кандинского в подвале собственного дома. А в 1957 году передала всю коллекцию в дар Мюнхенской городской галерее.
Так две разные, но одинаково самоотверженные женщины спасли наследие художника, которым теперь восторгается весь мир…
Главная роль: жена. Меньшикова снялась у мужа лишь раз. И не жалела
Стала подозревать — убил ядом. Как сложилась судьба жен агентов ЦРУ в СССР?
Чудеса случаются. История единственной выжившей в страшной авиакатастрофе
Товарищ ковбой. «Женщины любили Дина Рида до фанатизма»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть