Марчелло Мастроянни - символ итальянского кинематографа, любимец великого Федерико Феллини, снявшийся в более чем сотне фильмов у главных итальянских режиссёров второй половины XX века - Висконти, Витторио де Сики, Антониони, неизменный экранный партнер Софи Лорен, Брижит Бардо, Катрин Денев… Самый «итальянский» итальянец оказался таковым только по линии отца Оттоне Мастроянни - плотника из горной деревушки Фонтана-Лири. А вот мать Марчелло… урожденная Ида Идельсон из Минска.
Только на склоне лет Мастроянни раскрыл семейную тайну. Мать никогда не рассказывала Марчелло о своем происхождении, хотя сын частенько об этом спрашивал. Ида хранила секрет своего еврейского происхождения из-за страха перед режимом Муссолини и последовавшим во время Второй мировой войны массовым уничтожением евреев. Но перед смертью раскрыла тайну сестре мужа, родной тетушке Марчелло. Родилась Ида - дочь Моисея и Малки Идельсон - в 1898 году в Минске, где жила с родителями до 1906 года, потом семья уехала в Германию. Оттуда Ида перебралась в Италию и вышла замуж за Оттоне Мастроянни. В сентябре 1923 года у них родился сын, которого нарекли итальянским именем Марчелло.
Детство
Будущий «итальянский жених» и «латинский любовник» ютился с родителями в крошечной комнатушке. Семья экономила каждую копейку, так что маленькому Марчелло пришлось рано освоить ремесленное мастерство. Он начал работать ещё подростком: в мастерской отца, на стройке - во время Второй мировой войны он был вынужден какое-то время трудиться в одном из нацистских лагерей, откуда ему удалось сбежать в Венецию. После окончания войны Мастроянни вернулся в Рим и устроился на службу в кинопрокатную компанию. Свободное время он посвящал своему давнему увлечению - актёрской игре. Ещё ребёнком он дебютировал на сцене в любительском спектакле, поставленном в местном церковном приходе. Позднее участвовал в школьных и студенческих постановках, однако никогда не помышлял об актерстве как о будущей карьере. Долгое время Мастроянни видел себя архитектором и прилежно постигал азы профессии в университете. Всё изменилось после встречи с Лукино Висконти, заметившим актёра в очередном любительском спектакле и пригласившим его в свой профессиональный театр «Элизео». Сам Мастроянни, не считавший себя ни красавцем, ни выдающимся артистом, недоумевал, что же такого смог разглядеть в нём великий режиссёр, однако учёбу всё же бросил.
Первые роли
Параллельно с работой в театре Мастроянни начал сниматься в кино. Первые роли в 40-х годах были эпизодическими, в 50-х появляются и главные, к примеру, в картине «Акт обвинения». Марчелло играл в основном простых, ничем не примечательных итальянских парней. Первой значимой картиной для него стал фильм Висконти «Белые ночи» (1957), экранизация одноимённой повести Фёдора Достоевского. Действие перенесено из Петербурга в Италию, Мастроянни - в роли одинокого Марио, влюбившегося в русскую девушку Наталью. Её сердце, однако, отдано другому - год назад она встретила своего возлюбленного в пансионе у бабушки и обещала дождаться, когда тот уехал на заработки. Фильм принёс Висконти победу в Венеции. Мастроянни наград не досталось, однако именно в этой роли - немного застенчивого, мечтательного героя, то бродящего задумчиво по туманным улицам, то самозабвенно пускавшегося в пляс в под звуки рок-н-ролла, - его заметил Федерико Феллини. Творческий союз с этим режиссёром сделал Мастроянни звездой мирового масштаба.
Герой-любовник?
Эталоном любовника, да и просто красавцем, он в Италии не слыл. Анна Маньяни, гранд-дама с манерами крестьянки, кричала ему в ресторане: «Жри, жри! Разжиреешь - прощай тогда, романтический облик умирающего с голоду». При всей универсальности своего природного актерского дара Мастроянни - по темпераменту - был скорее комиком. Как упоительно его барон Фефе Чефел мечтал пустить жену на мыло в «Разводе по-итальянски» Пьетро Джерми! Но нелепость, позерство, комическая мечтательность придавали особый трагизм, немного постыдный, мучительный, и журналисту Рубини («Сладкая жизнь»), лезущему в фонтан Треви вслед за могучей Анитой Экберг, и писателю Понтано, торопливо и сиротливо обнимающемуся на полу чужой виллы с дочкой друга, в «Ночи» Микеланджело Антониони.
Нелепость его трагических героев грозила их друзьям и женщинам смертью. В жизни - наоборот, драмы он обращал в фарс. Его действительно любили главные женщины эпохи. Донжуанский список - Урсула Андресс, Брижит Бардо, Жаклин Биссет, Лючия Бозе, Моника Витти, Клаудия Кардинале, Настасья Кински, Ширли Маклейн…
Личная жизнь
Впрочем, женат он был лишь единожды. Со своей будущей супругой он познакомился ещё в конце 40-х: Флора Корабела была дочерью известного композитора, жила в шикарном доме и никогда ни в чём не нуждалась. Увиденная там роскошь произвела на юного Мастроянни, привыкшего к нищенскому существованию и вечной нехватке не только денег, но и еды, огромное впечатление. Они поженились, и всю оставшуюся жизнь актёр отзывался о своей супруге как о самой доброй и заботливой женщине в своей жизни - однако о любви реч никогда не шла. Флора, сперва ревновавшая мужа к его партнёршам, постепенно смирилась и терпела все романы Мастроянни, он же неизменно возвращался к ней после расставания с очередной пассией. Фэй Данауэй бросила Мастроянни из-за его неготовности развестись, а вот Катрин Денёв, роман с которой у актёра начался на съёмках картины Надин Трентиньян «Это случается только с другими» (1971), сама не приняла предложения Мастроянни. Ради француженки Мастроянни попросил у жены развода, однако Денёв всё равно ответила отказом. Их отношения продолжались не один год, но так и не завершились свадьбой, даже несмотря на то что актриса родила Мастроянни дочь Кьяру.
Приписывали актёру и роман с Софи Лорен, с которой они благодаря Карло Понти - супругу актрисы - снялись сразу в нескольких успешных для обоих фильмах. В 1963 году на экраны вышла комедия де Сики «Вчера, сегодня, завтра», где Лорен и Мастроянни играют влюблённых в трёх разных новеллах, в 1964-м они исполнили главные роли в «Браке по-итальянски», снятом де Сикой по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано»… Правда, Софи Лорен, игравшая с Марчелло в 12 фильмах, отрицала слухи о близости, хотя какая-то «просто Мария» впоследствии и объявила себя их дочерью.
Посторонний
Комедии и мелодрамы чередовались не только в личной жизни, но и в фильмографии Мастроянни. Правда, в кино есть и серьезные драматические работы в исполнении актера. Например, та самая «заурядная» внешность, умение играть внешнюю и внутреннюю отстранённость как нельзя лучше подошли для роли в экранизации романа Альбера Камю «Посторонний», снятой Висконти в 1967 году. Его Мерсо - равнодушный, апатичный, не реагирующий ни на что герой, лишенный эмоций, на одной ноте переживающий экзистенциальный кризис.
Вообще Марчелло и был Посторонним. Как правило, все рассказы о нем самом сводятся к тому, что рос он в бедности, обожал женщин и много ел, выкуривал три пачки в день - и все. Похоже, он действительно жил только тогда, когда играл. Но тогда он прожил не одну, а 150 жизней.
Наталья РАЗУМОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть