10178

Настоящий итальянец? Сладкая жизнь минчанина Мастроянни

№ 6 от 3 февраля 2015 года 03/02/2015

 

Марчелло Мастроянни - символ итальянского кинематографа, любимец  великого Федерико Феллини, снявшийся в более чем сотне фильмов у главных итальянских режиссёров второй половины XX века - Висконти, Витторио де Сики, Антониони, неизменный экранный партнер  Софи Лорен,  Брижит Бардо, Катрин Денев… Самый  «итальянский» итальянец оказался таковым только по линии отца Оттоне Мастроянни  - плотника из горной деревушки  Фонтана-Лири. А вот мать Марчелло…  урожденная Ида Идельсон из Минска.

Только на склоне лет Мастроянни раскрыл семейную тайну. Мать никогда не рассказывала Марчелло о своем происхождении, хотя сын частенько об этом спрашивал.  Ида хранила секрет своего еврейского происхождения  из-за страха перед режимом Муссолини и последовавшим во время Второй мировой войны массовым уничтожением евреев.  Но перед смертью раскрыла тайну сестре мужа, родной тетушке Марчелло. Родилась Ида - дочь Моисея и Малки Идельсон - в 1898 году в Минске, где жила с родителями до 1906 года, потом семья уехала в Германию. Оттуда Ида перебралась в Италию и вышла замуж за Оттоне Мастроянни. В сентябре 1923 года у них родился сын, которого нарекли итальянским именем Марчелло.

Детство

Будущий «итальянский жених» и «латинский любовник» ютился с родителями в крошечной комнатушке. Семья  экономила каждую копейку, так что маленькому Марчелло пришлось рано освоить ремесленное мастерство. Он начал работать ещё подростком: в мастерской  отца, на стройке - во время Второй мировой войны он был вынужден какое-то время трудиться в одном из нацистских лагерей, откуда ему удалось сбежать в Венецию. После окончания войны Мастроянни вернулся в Рим и устроился на службу в кинопрокатную компанию. Свободное время он посвящал своему давнему увлечению - актёрской игре. Ещё ребёнком он дебютировал на сцене в любительском спектакле, поставленном в местном церковном приходе. Позднее участвовал в школьных и студенческих постановках, однако никогда не помышлял об актерстве как о будущей карьере. Долгое время Мастроянни видел себя архитектором и прилежно постигал азы профессии в университете. Всё изменилось после встречи с Лукино Висконти, заметившим актёра в очередном любительском спектакле и пригласившим его в свой профессиональный театр «Элизео». Сам Мастроянни, не считавший себя ни красавцем, ни выдающимся артистом, недоумевал, что же такого смог разглядеть в нём великий режиссёр, однако учёбу всё же бросил.

vaschuk-03
Марчелло Мастроянни и Анита Экберг в фильме «Сладкая жизнь», 1960. Фото: www.globallookpress.com

Первые роли

Параллельно с работой в театре Мастроянни начал сниматься в кино. Первые роли в 40-х годах были эпизодическими, в 50-х появляются и главные, к примеру, в картине «Акт обвинения». Марчелло играл в основном простых, ничем не примечательных итальянских парней. Первой значимой картиной для него стал фильм Висконти «Белые ночи» (1957), экранизация одноимённой повести Фёдора Достоевского. Действие перенесено из Петербурга в Италию, Мастроянни - в роли одинокого Марио, влюбившегося в русскую девушку Наталью. Её сердце, однако, отдано другому - год назад она встретила своего возлюбленного в пансионе у бабушки и обещала дождаться, когда тот уехал на заработки. Фильм принёс Висконти победу в Венеции. Мастроянни наград не досталось, однако именно в этой роли - немного застенчивого, мечтательного героя, то бродящего задумчиво по туманным улицам, то самозабвенно пускавшегося в пляс в под звуки рок-н-ролла, - его заметил Федерико Феллини. Творческий союз с этим режиссёром сделал Мастроянни звездой мирового масштаба.

vaschuk-03
Марчелло Мастроянни и Анук Эме в фильме «8 1/2», 1963. Фото: www.globallookpress.com

Герой-любовник?

Эталоном любовника, да и просто красавцем, он в Италии не слыл. Анна Маньяни, гранд-дама с манерами крестьянки, кричала ему в ресторане: «Жри, жри! Разжиреешь - прощай тогда, романтический облик умирающего с голоду». При всей универсальности своего природного актерского дара Мастроянни - по темпераменту - был скорее комиком. Как упоительно его барон Фефе Чефел мечтал пустить жену на мыло в «Разводе по-итальянски» Пьетро Джерми! Но нелепость, позерство, комическая мечтательность придавали особый трагизм, немного постыдный, мучительный, и журналисту Рубини («Сладкая жизнь»), лезущему в фонтан Треви вслед за могучей Анитой Экберг, и писателю Понтано, торопливо и сиротливо обнимающемуся на полу чужой виллы с дочкой друга, в «Ночи» Микеланджело Антониони.

Нелепость его трагических героев грозила их друзьям и женщинам смертью. В жизни - наоборот, драмы он обращал в фарс. Его действительно любили главные женщины эпохи. Донжуанский список - Урсула Андресс, Брижит Бардо, Жаклин Биссет, Лючия Бозе, Моника Витти, Клаудия Кардинале, Настасья Кински, Ширли Маклейн…

vaschuk-03
Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в фильме «Брак по-итальянски», 1964. Фото: www.globallookpress.com

Личная жизнь

Впрочем, женат он был лишь единожды. Со своей будущей супругой он познакомился ещё в конце 40-х: Флора Корабела была дочерью известного композитора, жила в шикарном доме и никогда ни в чём не нуждалась. Увиденная там  роскошь произвела на юного Мастроянни, привыкшего к нищенскому существованию и вечной нехватке не только денег, но и еды, огромное впечатление. Они поженились, и всю оставшуюся жизнь актёр отзывался о своей супруге как о самой доброй и заботливой женщине в своей жизни - однако о любви реч никогда не шла. Флора, сперва ревновавшая мужа к его партнёршам, постепенно смирилась и терпела все романы Мастроянни, он же неизменно возвращался к ней после расставания с очередной пассией. Фэй Данауэй бросила Мастроянни из-за его неготовности развестись, а вот Катрин Денёв, роман с которой у актёра начался на съёмках картины Надин Трентиньян «Это случается только с другими» (1971), сама не приняла предложения Мастроянни. Ради француженки Мастроянни попросил у жены развода, однако Денёв всё равно ответила отказом. Их отношения продолжались не один год, но так и не завершились свадьбой, даже несмотря на то что актриса родила Мастроянни дочь Кьяру.

Приписывали актёру и роман с Софи Лорен, с которой они благодаря Карло Понти - супругу актрисы - снялись сразу в нескольких успешных для обоих фильмах. В 1963 году на экраны вышла комедия де Сики «Вчера, сегодня, завтра», где Лорен и Мастроянни играют влюблённых в трёх разных новеллах, в 1964-м они исполнили главные роли в «Браке по-итальянски», снятом де Сикой по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано»…  Правда, Софи Лорен, игравшая с Марчелло в 12 фильмах, отрицала слухи о близости, хотя какая-то «просто Мария» впоследствии и объявила себя их дочерью.

Посторонний

Комедии и мелодрамы чередовались не только в личной жизни, но и в фильмографии Мастроянни. Правда, в кино есть и серьезные драматические работы в исполнении актера. Например, та самая «заурядная» внешность, умение играть внешнюю и внутреннюю отстранённость как нельзя лучше подошли для роли в экранизации романа Альбера Камю «Посторонний», снятой Висконти в 1967 году. Его Мерсо - равнодушный, апатичный, не реагирующий ни на что герой, лишенный эмоций, на одной ноте переживающий экзистенциальный кризис.

Вообще Марчелло и был Посторонним. Как правило, все рассказы о нем самом сводятся к тому, что рос он в бедности, обожал женщин и много ел, выкуривал три пачки в день - и все. Похоже, он действительно жил только тогда, когда играл. Но тогда он прожил не одну, а 150 жизней.

vaschuk-03
Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни в фильме «Это случается только с другими», 1971. Фото: Кадр из фильма

Наталья РАЗУМОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно