37 лет - много или мало? Для актрисы, наверное, всё же прилично. В 37 лет жизнь актрисы Людмилы Гурченко снова началась и одновременно закончилась.
«Актрисою будеть!»
В 37 её наконец-то, после стольких лет забвения, опять позвали в кино! Она вернула себе зрительскую любовь. Её опять узнавали на улице. И в 37 не стало самого дорогого и близкого человека - её отца, который был её самой крепкой, непробиваемой каменной стеной.
...Маленький кулёчек лежал в кроватке. Рядом стоял большой мужчина. Он внимательно смотрел на дочь и улыбался, а потом сказал с украинским акцентом: «Актрисою будеть!» Кулёчку в кроватке было 8 дней от роду, а звали кулёчек Люся Гурченко. Её папа, Марк Гаврилович Гурченко, с тех пор как увидел эти синие глаза и курносый нос, мечтал увидеть свою красавицу блистающей на сцене. Не знал он тогда, какой тяжёлый и «полосатый» жизненный путь он ей выбирает.

А выбирал именно он. Ведь сколько бы ни было Люсе лет, она всегда до умопомрачения желала, чтобы самый дорогой человек всей её жизни - её папа - ею гордился. Так и поехала она по наставлению папы из родного Харькова в Москву поступать на актрису. Конечно, её приняли - с таким темпераментом, с такой прытью не могли не принять. Гурченко стала одной из лучших на курсе, уже на первом курсе её приглашали сниматься в кино. А потом случилась та самая счастливая «Карнавальная ночь».
Ей было всего лишь 20 лет - казалось бы, вся карьера впереди - с таким-то талантом. Но образ задорной девчушки-веселушки прочно приклеился к актрисе на долгие годы. Песенка про пять минут и порхающая по сцене Леночка Крылова - именно так воспринимали Гурченко режиссёры. Кто-то приглашал на подобные роли, а кто-то, называя её игру «невыразительной, с ужимками и прыжками», отказывал даже в таких предложениях. А тут ещё, как назло, на одном из фестивалей Люсю вызвал на разговор человек из спецслужб и не предложил, не попросил, а настоятельно порекомендовал ей докладывать его коллегам обо всём, что говорят, что пишут, что собираются сделать известные творческие люди, с которыми ей приходилось общаться. Она вспылила и в резкой форме отказалась. Вскоре в центральной прессе вышла статья о том, что артистка Гурченко «гребёт деньги лопатой», колеся по просторам Советского Союза с «левыми» концертами. Конечно, никаких денег на лопате Люся и в помине не видела, никаких «левых» концертов не давала, но с тех пор двери в большой кинематограф для неё были практически всегда закрыты.
«Где Гурченко, пьёт?»
Она всё-таки снималась - в каких-то проходных картинах, в эпизодических ролях, но эти 10 лет Гурченко сама называла временем забвения, ведь те картины почти никто не видел. Первые пару лет о ней ещё вспоминали: «Где Гурченко? Чем занимается?» Затем стали утверждать: «Да она совсем спилась, поэтому и не снимается». А потом и вовсе забыли.
Как она это пережила? Опять же благодаря отцу. Он поддерживал, наставлял, несколько раз даже дрался с теми, кто нелестно обмолвился о его дочери.Наступил 1973 год. Роковой. Папы не стало. А Люсина звезда снова взошла. В 1974-м на экраны страны вышел фильм «Старые стены». Там уже была совсем другая Гурченко - не весёлая, заводная девчонка, а получившая от жизни не одну оплеуху женщина средних лет. Картину и критики, и зрители оценили по достоинству. Людмилу Гурченко называли талантливой, многогранной, нетривиальной, не похожей ни на кого актрисой. Её домашний телефон звонил днём и ночью - предложения с главными ролями сыпались одно за другим. Теперь Люся могла выбирать. Так, в 1975-м она отказала Никите Михалкову с его «Неоконченной пьесой для механического пианино» и выбрала детский мюзикл «Мама». Почему? Кто-то говорил, что Людмила Марковна очень хотела петь на экране, кто-то - что роль ей показалась уж слишком необычной, а кто-то просто сказал: «Ну, она же тоже мама».

Хотя последнее для Гурченко не совсем верно. «Мать я никакая!» - утверждала про себя Людмила Марковна. Пожалуй, это была единственная роль, которая Гурченко так и не удалась. Её дочь Маша первые несколько лет росла в основном с бабушкой: мама всегда была на гастролях, на съёмках. А потом, когда Гурченко всё-таки перевезла дочку в Москву, она попыталась слепить из девочки свою точную копию - заставляла сидеть на диетах, одеваться в гламурные наряды, ходить на премьеры, презентации. Маша отказывалась, скандалила, чем очень расстраивала мать. В конце концов они сильно отдалились. «Мы слишком разные», - говорила Людмила Марковна.
Даже спустя годы они так и не стали близкими людьми, возможно, поэтому и случилась та некрасивая история, в которой мать и дочь судились за квартиру в Москве. Как бы там ни было, мать и дочь помирились только за несколько месяцев до кончины Людмилы Марковны. Говорят, в тот год, 2011-й, она сильно изменилась. Нет, она по-прежнему и для своих ровесников, и для друзей, которые годились ей во внуки, была просто Люсей. Держала спину натянутой струной, а свой знаменитый курносый нос - гордо вверх. Её талия всё так же была тонка, она всё так же скрывала с помощью всевозможных ухищрений свои морщины и всё так же гордо называла свой настоящий возраст. Но что-то в тот год после тяжёлого перелома, после сложной операции в душе всё же надломилось. Когда-то клоун Олег Попов, неудачно упав на съёмках «Мамы», сломал Люсе ногу. Да так сломал, что все врачи утверждали: не то что танцевать, но даже ходить она будет с трудом и с палочкой. Люся не поверила, заставила себя и выкарабкалась - не прошло и года, как она танцевала на каблуках. Но в этот раз всё было иначе - после перелома бедра она так и не смогла восстановиться. Как будто чувствовала, что это конец.
В 2011-м она помирилась с дочерью, начала общаться с внучкой, нашла в себе силы простить всех, кого не любила, а то и ненавидела долгие годы. Людмила Марковна простила даже Иосифа Кобзона, про которого после их скандального развода и слышать ничего не желала... Её похоронили на Новодевичьем, престижном. А она просила - на Ваганьковском, чтобы и после смерти быть рядом с отцом.
Наташа навсегда. 24 января актрисе Людмиле Савельевой исполняется 70 лет
«Мне — стыдно?! Я у вас жениха не крала!» Любовь и боль Ольги Науменко
Мотылек и огонь. Самая известная цыганка страны Светлана Тома
Вера Васильева: «Всё, о чём мечтала, сошлось»
Жизнь как кино. Почему Людмила Чурсина предпочла свободу благополучию
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть