11611

Кем стать? Определиться с профессией поможет фотография

№ 18 от 30 апреля 2014 года 30/04/2014
Статья по теме
Можно ли по одной фотографии рассказать о сущности человека?
70e489158a24344f0852b9d012e43f20_M

Психологи отмечают: к моменту окончания школы большинство старшеклассников не знают, кем хотят быть, и выбирают вузы и ссузы под давлением родителей. Помочь с выбором профессии может интересная методика доктора технических и психологических наук Автандила Ануашвили из Института проблем управления Российской академии наук. 

- Методика Ануашвили позволяет точно определить характер и способности человека.  Она основана на анализе работы полушарий головного мозга и связи между ними. Для диагностики нужна только фотография человека. Компьютер анализирует ее и синтезирует два новых портрета человека, которые отображают состояние полушарий головного мозга. Один из портретов состоит из двух правых половин лица и показывает работу правого полушария (интуиция) головного мозга, другой портрет - из двух левых половин лица и соответственно отображает состояние левого полушария (логика) головного мозга. Ануашвили выделяет 49 типов личности и для каждого дает рекомендации по профессиональной деятельности (см. иллюстрацию).

18-14-01

Это не конкретные профессии, скажем,  «учитель начальных классов», а обобщенные характеристики деятельности, которая подойдет данному типу человека. Например, профессии исполнительского типа, основанные на автоматизме действий; профессии, связанные с конспиративной деятельностью, с публичными соревнованиями, с  изобретательством и т.д. Левополушарные лидеры, например, склонны утверждаться в конкуренции, правополушарные - ведут людей за собой, первые - хорошие тактики, вторые -  в большей степени стратеги. Поэтому одному подойдет сфера бизнеса, другому - политика.

Не задвигайте мечту на задворки

- Но одной лишь диагностики по Ануашвили для выбора будущей профессии недостаточно, - считает эксперт. - Когда ко мне приходят подростки, я всегда спрашиваю их, чего они хотят. И большинство отвечают: «ничего» или «не знаю». Но когда начинаешь выстраивать более откровенный разговор, понимаешь, что это равнодушие к себе и своей судьбе - не влияние времени, не инфантильность, а нарушение, вызванное различными причинами,  в первую очередь воздействием семьи. Как правило, у каждого ребенка есть мечта. Но далеко не все родители относятся к ней внимательно, более того, они оттесняют  эту мечту на задворки - из благих побуждений. Взрослые оценивают детские желания будущей деятельности с точки зрения практичности, спроса на рынке труда и прочих факторов. И в итоге отдают детей в сферу, чуждую их природе, склонностям и желаниям, даже не пытаясь найти компромисс. Если ребенок воспитывается в понимающей семье, где к нему прислушиваются  и направляют в соответствии с его склонностями, у него не будет проблем с самоопределением.

Но многие родители поступают наоборот. Если они видят, что ребенок соревновательный, озорной, непоседливый, его, например, наказывают или отдают в хор, хотя таким детям лучше всего подходят спортивные секции, где чрезмерную энергию можно расходовать на достижение результатов. Ко мне как-то обратилась мама, обеспокоенная конфликтами между ее двумя дочками: младшая колотила старшую, делала все наперекор, у нее был нервный тик. Мама воспитывала их одинаково: обе ходили в музыкальную школу, на танцы. Но одной это было в удовольствие, а для другой -  каторга.  Я провела  диагностику сестер: оказалось, что младшая девочка - левополушарная, а старшая - правополушарная. Исходя из этого мы с их мамой разработали план развития  для каждой сестры. Младшую отдали в спорт, и та стала показывать блестящие результаты, занимать призовые места. Ей это было в радость, и даже прекратился нервный тик, который скорее всего и развился потому, что ее заставляли заниматься тем, что ей совсем не подходило. Правополушарную старшую девочку отдали еще и на живопись, где она тоже раскрыла свой талант.

Как не стать «дестабилом»

- Плюс методики Ануашвили еще и в том, что по фотографиям за разный период можно проследить динамику изменений психики ребенка: развивалась ли она согласно своей природе или вопреки ей и к чему это может привести, - продолжает Людмила Сорока. - Родившийся в зоне стабильности ребенок под влиянием диктата, невнимания к своей сущности может переместиться в зону дестабильности. А это уже сигнал к необходимости корректировки поведения его окружения. Да, есть дети с изначально сильной психикой, которые могут не поддаваться влиянию, следуя своей природе. Но таких мало - большинство идут по пути наименьшего сопротивления, подавляя себя.

В этом году ко мне обратилась мама девочки,  которая плохо училась в школе, прогуливала уроки. Я поговорила со школьницей, провела диагностику и  выяснила, что таким образом она противостояла маме, которая заставляла ее поступать в медуниверситет, а она сама мечтала работать логопедом. Результаты диагностики показали, что девочка - правополушарная,  человек, который склонен работать с другими людьми, воспитывать в них уверенность и индивидуальность. В итоге сегодня девочка на отлично учится в педуниверситете. Наглядный подход Ануашвили помогает аргументированно убеждать не только детей, но и их родителей.

Николай Валуев – в детстве он был активным, непоседливым ребенком, стремящимся к вниманию и стремлению побеждать. Правильное направление со стороны семьи и педагогов позволило ему стать лучшим в своем виде спорта. А уже по окончанию спортивной карьеры, как мы видим из схемы,  активность левого полушария  снизилась, уступив первенство правому полушарию, поскольку в настоящем виде деятельности Николаю приходится чаще решать стратегические вопросы и заниматься стратегическим планированием.  А за эти функции отвечает правое полушарие мозга.

valuev

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно