13874

Как не довести детей до нервно-психических расстройств

№ 13 от 26 марта 2014 года 26/03/2014

 На вопросы читателей ответила главный внештатный детский психиатр Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ Инна ПЯТНИЦКАЯ.

О страхах и тревогах

  • О чем может свидетельствовать то, что ребенок (9 лет) грызет ногти? Как отучить? Любовь Михайловна, Гомель

- Обгрызание ногтей относится к  категории детских неврозов. Как правило, в группу риска попадают дети эмоциональные, ранимые, впечатлительные, с высоким уровнем тревоги. Для них это своеобразный способ справиться с негативными эмоциями и страхом, таким образом они себя успокаивают. Это своеобразная поведенческая реакция  на издержки семейного воспитания, деспотичность родителей, развод, проблемы конфликтных отношений в детском коллективе (с детьми и педагогами), тяжелую адаптацию к чему то новому. Со временем эти пусковые механизмы и факторы уходят, а вредная привычка, если отнестись к ней без должного внимания, остается. Избавиться от нее достаточно сложно. Девочке – можно делать рисунки лаком на ногтиках и рассказывать, что еще можно дорисовать, если ноготь будет большей длины; мальчикам - разработать систему бонусов: день не грызут  – бонус, два дня воздержались – еще награда. Таким образом у детей появляется контроль над ситуацией и желание (мотивация) на достижение результата. Но все это работает на ранних этапах, если привычка стойкая – самостоятельно не справитесь. Обращайтесь к психиатрам. Что касается уже взрослых людей, у которых детская привычка так и не прошла, то тут может сработать только сильная мотивация. Например, если любимая девушка скажет, что обгрызенные ногти - это неприемлемо.

 

  • Внуку 8 лет. Он боится оставаться один в комнате. Как с этим справиться? Павел Николаевич, Минский район

- Возрастные страхи: боязнь темноты, сказочных персонажей, собак, быть забытым в детском саду или потеряться и пр. до 8-10 лет считаются нормальным явлением, если это существенно не нарушает физического и психического здоровья ребенка. Проходят такие страхи самостоятельно и лучший доктор для них – время. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда взрослые ведут себя не правильно по отношению к детям и их страхам. Как правило, это две крайности: либо излишнее внимание к ситуации страха и гиперопека, либо игнорирование страха, вплоть до физического наказания за жалобы на страх. В каждой конкретной ситуации нужно разбираться индивидуально. Доберетесь до причины страха – он исчезнет. Возможно, ребенок вами манипулирует и добивается максимума внимания к себе, а возможно причина - в его несамостоятельности и неуверенности в себе. Думаю, необходимо обратиться к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков (детские психиатрические диспансеры) и получить помощь на любом уровне: психиатрическом, психотерапевтическом или психологическом – в зависимости от характера проблемы.

 

  • Внуку уже 9-й год, но у него не проходит энурез. Теперь еще пошел в школу, не может спокойно сидеть на уроках, родители его наказывают, так он уже стал пальцы постоянно крутить. Что посоветуете? NN

- Скорее всего ваш внук - гиперактивный ребенок. Таких детей становится все больше. Им сложно высидеть урок, долго концентрировать внимание, их часто наказывают за нарушение дисциплины, как в школе, так и дома. В первую очередь требуется донести до родителей информацию о том, что проблем будет намного меньше, если они поймут особенности поведения и характера ребенка, примут его таким, какой он есть и помогут приспособиться к условиям и требованиям социальной среды.Энурез может быть проявлением невроза, свидетельствовать о том, что мальчику не все легко дается в плане адаптации. Есть дети, которые достаточно долго не могут приобрести навык контроля за мочеиспусканием ночью, это так называемый стойкий энурез, причина - глубокий сон. В этом случае назначаются препараты, которые уменьшают глубину сна, помогают мозговым центрам сформировать навыки пробуждения.

Школьный синдром

  • Когда моя дочь пошла в школу, сразу стала часто болеть, вот уже второй год подряд болеем 4-5 раз в году, но ослабленным иммунитетом дочь не страдает. Это может быть  реакцией психики на проблемы, неспособность адаптироваться в коллективе? Л. Марушева, Минск.

- Действительно, на тяжелую адаптацию дети могут реагировать соматическими заболеваниями. Это может быть длительный субфебрилитет (повышение температуры тела до 37,4), головные боли, тошнота, рвота, навязчивый кашель, глубокие вздохи, частые позывы в туалет. Эти симптомы, как правило, проходят без всякого медикментозного лечения  за пару дней при условии, что  ребенок с согласия родителей остается дома. Это не решение проблемы в данном случае, так как организм начнет пользоваться «выгодой от болезни» и таким образом вырабатывается стереотип избегающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Уровень адаптивности  повысится, если изменится самооценка ребенка, появиться вера в себя и свое силы. Спасает спорт, плавание, занятие в кружках, любое хобби, которое увлекает детей и делает их уверенными и успешными. Детские психотерапевты проводятся  групповые занятия, где в безопасных условиях игры отрабатываются навыки общения, помогающие повысить уровень коммуникации в реальной жизни. Школьная адаптация – это не болезнь, поэтому ею вполне могут заниматься школьные психологи. Родителям тоже нужно проявить активность и разобраться в причинах такой реакции ребенка, поговорить с педагогами, родителями других детей.

 

  • - В первой половине дня ребенок (10 лет) активный, в хорошем настроении, а после обеда, когда приходит из школы, жалуется на головные боли. Это может быть от школьной нагрузки? Как родителям правильно реагировать на учебу детей? Панкратовы, Минск

- Есть дети, которые в первой половине дня активны, излишне шумные, а во второй усталые и вялые, плохо переносят пребывание в группе продленного дня.  Таким детям важно дозировать нагрузку, после школы лучше всего - дневной сон или прогулка, переключение с учебного процесса на физические виды деятельности. Родителям нужно стараться адекватно реагировать на результаты учебной деятельности - соотносить учебные возможности ребенка с успеваемостью. У каждого есть своя планка. Для кого-то оценка «пять» - это хорошо, и надо хвалить за нее, чтобы ребенок вообще не потерял интерес к школе. Можно разными методами заставить учиться лучше, но это будет для ребенка непомерной нагрузкой, что приведет к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. С осторожностью нужно отдавать таких детей в гимназию,  нагрузка там выше. Возможно, лучшим вариантом будет обычная школа, где ребенок станет  более успешным, и параллельно - спортивная секция, которая принесет удовольствие и физическую закалку. Главное, чтобы ребенок был здоровым и счастливым. Если у родных уровень притязаний к ребенку завышен, у него неизбежно возникнут проблемы с психическим здоровьем.

Угроза о суициде – это серьезно?

  • Сыну 13 лет, а он уже говорит мне, что покончит с собой, если я буду вмешиваться в его дела. Это бравада или нарушение психики? Нина Петровна, Барановичи

- Даже если это бравада, в силу  роковой случайности угроза может закончиться смертельным исходом. К таким заявлениям всегда нужно относиться серьезно, с должным уровнем оценки суицидального риска и не пускать ситуацию на самотек: либо самим разговаривать с сыном о проблемах и пытаться разобраться в ситуации, либо обратиться к специалисту, особенно в случае отсутствия взаимопонимания с детьми и краха детско-родительских отношений. Подростковый возраст – сложный этап личностного развития как в жизни ребенка, так и для родителей. Придется отказаться от авторитарных методов воспитания и занять позицию друга и советчика. Существует общее заблуждение, что только дети с нарушением психики могут совершить суицид и парасуицид. Это не так. Анализ причин суицидального поведения у детей и подростков показал, что в 70% случаев главная причина  попытки суицида - неблагополучие в семьях, затем следуют конфликтные отношения со сверстниками, несчастная любовь и пр., и только у 1,5% детей обнаруживались те или иные психические отклонения.  Причем, что касается неблагополучие, - это не только алкоголизм родителей, но и жестокое обращение (физическое насилие) и психологический прессинг. Есть такое понятие, как «психологическая депривация», другими словами – сирота при живых родителях. В данную категорию попадают и вполне благополучные семьи с высоким уровнем достатка, когда родители откупаются подарками, деньгами, дорогой прислугой и няней - чем угодно, только не своими эмоциями и желанием участвовать в жизни ребенка. Отсутствие поддержки, эмоциональной близости, чувство одиночества и ненужности тоже могут стать фоном для мыслей о суициде.

Влияние техники

  • Лечат ли у нас от компьютерной зависимости? Петров, Могилев

- Да. Но лечить ее очень тяжело. Поэтому нужно делать акцент на профилактику. Компьютер должен быть контролируемым увлечением, с четким расписанием и подбором игр. Мало просто выдернуть шнур - нужно что-то предложить ребенку вместо компьютера. Поэтому так важно отвести детей в различные кружки и секции. Если не сделать этого до 11 лет, потом заставить ребенка будет практически невозможно, и дети будут «сидеть в компьютере», потому что там гораздо проще добиться результатов, статуса, найти друзей. Если семья на собственном примере показывает, как можно по-другому провести свободное время,  у ребенка появляется больше шансов найти альтернативное компьютеру занятие.

 

  • Кроватка с малышом стоит рядом с почти все время работающим телевизором и компьютером. Это как-то может повлиять на психику? Л. Д. Жодино

- Конечно. Мозг сформирован к рождению малыша, но он не зрел, не установлены связи между различными структурами мозга и любая информация извне влияет на его развитие.  Это период, когда вредное влияние может привести к непредсказуемым последствиям и нарушениям  психического здоровья в будущем.

 

  • Есть мнение, что неврозы у детей — это защита психики от искаженных фундаментальных этических принципов жизни… Мокреев, Минск

- Я считаю, что это так. Невроз – это подсознательная защита. Взрослый может проанализировать ситуацию, а ребенок ищет самые простые способы ухода от негатива. Безусловно, неэффективно проводить профилактику психических проблем вне духовного, нравственного и культурного уровней.

 

Цифры

На 1 января 2013 года под наблюдением психиатров находилась 81 тысяча детей, 1/3 из них -  на диспансерном наблюдении по причине серьезных психических хронических заболеваний, приводящих  к инвалидности. В прошлом году за помощью к специалистам службы охраны психического здоровья детей и подростков  обратилось около 18 тысяч человек (первичное обращение). В целом, каждый год прирост вновь обратившихся за психиатрической помощью составляет 10-15%.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно