Рассуждает Пётр ДМИТРИЕВСКИЙ, психолог Московского городского психолого-педагогического университета.
Юлия Борта, «АиФ»: Пётр, до какого возраста ребёнок не различает ложь и фантазии?
Пётр Дмитриевский: Даже маленькие дети, играя в кухню, надкусывают пластмассовые муляжи и песочные куличики только понарошку. Так что реальность и фантазию различают даже малыши.
- Чем изобретательнее врут, тем выше интеллект. Это правда?
- Освоение навыка лжи - важный этап в развитии человека. Ложь - это более сложный элемент общения, чем младенческие способы привлекать внимание через слёзы и крик. Примерно с трёх лет слово становится способом регулирования границ.
Ребёнок обнаруживает, что он является отдельным от других человеком, что он непрозрачен для окружающих и у него есть свой мир, про который он может что-то рассказывать, что-то оставлять при себе, а что-то искажать при рассказе. Если у ребёнка закрепляется ощущение всевидящего ока родителя, это грозит серьёзными психическими расстройствами.
Изобретательность лжи действительно может говорить о развитости интеллекта и творческих способностях, однако не стоит относиться к ней как к чему-то однозначно прекрасному и поощряемому. Во многих ситуациях ложь ребёнка сигнализирует о необходимости перенастроить систему отношений в семье.
- Как разобраться, когда ребёнок врёт, а когда говорит правду?
- Универсальных способов проникнуть во внутренний мир другого человека нет, и это во многом удобно. Иначе любой человек мог бы что угодно нам внушить или вычислить то, что мы хотели бы оставить при себе.
Ни ребёнку, ни взрослому не хотелось бы жить в мире полного отсутствия личного пространства. Косвенными признаками лжи могут быть почёсывания губ или щёк, отведение глаз в сторону, торопливость, волнение при рассказе.
- Когда ложь нельзя прощать?
- Прежде чем решать, прощать или не прощать, нужно разобраться в причинах вранья.
Чаще всего ложь ребёнка свидетельствует о завышенных требованиях, избыточных запретах, страхе отвержения или о чрезмерности наказаний, принятых в семье.
В этом случае родителям нужно внести изменения в систему запретов, санкций. Нельзя оставлять незамеченной, например, ложь о реальном местонахождении, реальном виновнике происшествия. В подобных ситуациях необходимо разъяснить ребёнку, к каким серьёзным последствиям приводит его ложь.
Есть ситуации, когда фантазирование играет роль внутреннего психотерапевта. К примеру, ребёнок в реальности не смог справиться с агрессией со стороны одноклассника, но дома рассказывает, как ловко он дал отпор.
Так он пытается справиться с бессилием. Родителям необходимо рассказать ребёнку о способах не дать себя в обиду, напомнить о возможности обращения к взрослым за помощью.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть