Когда вы приедете в Плес - красивый маленький городок на Волге, вам непременно расскажут о знаменитом художнике Исааке Левитане. Плес вдохновлял живописца - это местечко запечатлено на многих полотнах мастера. Но, пожалуй, если бы рядом с Исааком Ильичом тогда не находилась муза и помощница Софья Кувшинникова, кто знает, какими были бы его картины!
Экскурсоводы стараются политкорректно преподносить информацию о пребывании Левитана в этом городке. «Исаак Ильич снимал квартиру в Плесе вместе со своими друзьями Софьей Кувшинниковой и Степановым», - примерно так рассказали нашей туристической группе из Беларуси. Возможно, все и впрямь начиналось с дружеских отношений, но сегодня сохранилось немало свидетельств того, что Левитана и Кувшинникову связывали более сильные чувства, нежели приятельская симпатия…
Выдающаяся личность
В 1880-е годы многие в Москве знали дом рядом с Мясницким полицейским участком, где жили полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна. Софья Кувшинникова устроила в скромной квартирке настоящий артистический салон, где можно было встретить весь цвет московской богемы. В августе 1886-го братья Чеховы привели сюда Левитана.
Современники описывали Софью Петровну как женщину старше сорока, не красавицу, но с великолепной фигурой. Она была очень известна в Москве. Михаил Чехов вспоминал: «Это была интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай».
Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно нравилось, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении. А она, несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь), открыто бросила вызов всему обществу, завязав отношения с художником. Деятельная и энергичная, она окружила его любовью и заботой. Чехов радовался за друга: «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!»
Счастливое время
Софья Петровна потеряла голову от любви, а Исаак Ильич отдался урагану чувств, с удовольствием приняв заботу и нежность, - ведь ему так не хватало этого ни в детстве, ни в юности! Художник, несомненно, полюбил ее: ведь только любящий человек мог написать тот прекрасный портрет, где она юная, красивая, с тонкой талией, в белом платье. Потом Софья Петровна появлялась на его холстах не один раз…
…Впервые Кувшинникова и Левитан вместе с общим другом Степановым уехали на этюды в 1888 г. Отъезд этот был отчасти вызван неприятным обстоятельством - вот-вот должны были принять указ о принудительном выселении евреев из крупных городов за черту оседлости. В Петербурге и Москве подняли голову черносотенцы, и в этой ситуации Левитану лучше было уехать куда-нибудь подальше. Что он и сделал в компании Софьи и Степанова.
В то лето они путешествовали по Волге на пароходе. Левитан грустил, но только до тех пор, пока не оказался в Плесе. Троица поселилась на берегу Волги в доме купца Солодовникова, в комнатах на втором этаже. Днем все вместе занимались живописью, а вечерами говорили об искусстве. Это было замечательное время.
«Я никогда еще не любил так природу, - писал Левитан Чехову, - никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…» На следующее лето они снова уехали в Плес на этюды. Там было тихо, красиво и спокойно. И очень хорошо работалось. Левитан был счастлив - впервые о нем кто-то заботился, решал все бытовые вопросы… Он был совершенно свободен для творчества. В те годы, рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем».
Непристойное поведение?
А ведь Софья Петровна была замужней дамой. Когда второй год подряд она уехала на целое лето вслед за Левитаном, в богемной среде стали все громче поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Между тем каждый раз, возвращаясь из поездки домой, Софья Петровна бросалась к своему мужу, ласково хватала его обеими руками за голову и с восторгом восклицала:
- Димитрий! Кувшинников! Дай я пожму твою честную руку! Господа, посмотрите, какое у него благородное лицо!
Складывалось впечатление, что муж обо всем догадывался и переносил страдания молча. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел всех перечисленных лиц.
Под Дымовым имелся в виду врач Дмитрий Павлович Кувшинников - действительно самоотверженный медик и подвижник. Тихим и «зашуганным» он, конечно, не был. И постоянные домашние «тусовки» его не раздражали - он в них активно участвовал. Смерть Дымова в этом произведении тоже не имеет отношения к реальности.
Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно хихикали. Левитан был мрачен. Антон Павлович только отшучивался и отвечал такими фразами: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Хотя писатель не старался что-то завуалировать: он использовал в речи своей героини любимые выражения Софьи Петровны, почти дословно привел выдержки из ее писем, адресованных ему.
Обиженный Левитан потребовал от писателя объяснений и даже хотел было вызвать того на дуэль, но его отговорили. Правда, он рассорился со своим другом на несколько лет. А еще говорят, что эта пара подсказала Чехову сюжет не одной только «Попрыгуньи»…
Сложные отношения
Любить Левитана было непросто. Софья Петровна терпела и сносила все - его раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. Кувшинникова была измучена ревностью. Однажды, когда они снимали жилье все в том же Плесе, в доме купца Трошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной. Да и Анна влюбилась в красавца художника. Часами рассказывала о своей унылой жизни с нелюбимым опостылевшим мужем-старообрядцем, которого, кроме истовых молитв и хлопот в лавке, ничто больше не интересовало. Левитан слушал, утирал ей слезы. И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном. А в Москве художник погрузился в работу… и даже не вспомнил о влюбленной в него беглянке!
Женщины находили Левитана неотразимым, и мимолетные симпатии, а то и романы, случались то и дело. Такие отношения завязались у него с Ликой Мизиновой, очаровательной преподавательницей русского языка, в которую был влюблен даже сам Чехов.
Софья Петровна все это видела, страшно страдала, ревновала к молодой красивой Лике. И все прощала. Понимала, что Левитан - большой художник, и как могла помогала ему творить. К слову, увлечение Ликой оказалось недолгим.
Но Софья Петровна чувствовала приближение грустного финала. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 г. в имении Ушаковых в Тверской губернии. В соседнее имение приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми. Турчанинова искренне полюбила Левитана и оставалась с ним до конца его дней, преданно ухаживала за любимым, уже тяжело больным - у него всегда было слабое сердце.
Кувшинникова после расставания больше никогда не виделась с Левитаном. Все знакомые говорили, что она резко постарела. Софья Петровна ненамного пережила художника, когда тот ушел в 1900 г. Говорят, не приняла вовремя нужное лекарство.
Елена НЕЧАЕНКО
Благодаря Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины...
В том числе и «Над вечным покоем». Коллаж Тараса БОЯРЧУКА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть