27511

Игорь Сукманов: «Школа белорусского кино еще не сформировалась»

На эти и другие вопросы в пресс-центре «АиФ» ответил программный директор радио «Мелодии века», известный кинокритик Игорь СУКМАНОВ.

- Игорь, какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите словосочетание «белорусское кино»?

Sukmanov__415- У белорусской кинематографии богатые традиции и долгая история существования. У нас есть фильмы, которые вошли в жизнь каждого из нас, которые мы с удовольствием смотрим и пересматриваем. Картины Нечаева, Бычкова, знаменитые фильмы Добролюбова, Пташука, картины Турова – это все наше наследие. Поэтому, бесспорно, все те жемчужины, которые у нас есть, подтверждение того, что кинематография имеет право на жизнь.Отношение к сегодняшнему процессу очень сложное, т.к. современная школа белорусского кино пока не сформировалась.

Вкус - дело добровольное!

- Как вы относитесь к предложению Минкульта Беларуси законодательно обязать телеканалы показывать национальное кино? 

 - Сразу возникает вопрос: нуждается ли в этом наш телезритель? Ведь кино, как любое из искусств, - это дело вкуса, и сложно навязать этот вкус окружающим. Старое кино и так востребовано, а из нового - предложить пока нечего. Ко всему нужно подходить с умом. Возможно, стоит продумать политику показа белорусского кино, объявить конкурс или тендер между телеканалами. Одним словом - заинтересовать их.

- Недавно вышла в свет эксцентрическая комедия «Дастиш фантастиш», а совсем скоро состоится премьера триллера «Масакра». В процессе работы находятся около десяти разноплановых белорусских картин. Внушительный список… Чего вы ждете от этих премьер? 

- В картине «Дастиш фантастиш» видно искреннее авторское желание открыть Америку, в какой-то мере испытать радость кино, но пока это отдает дилетантизмом. Этот фильм можно отнести к «трэшевому» кино, рассчитанному на определенную публику. Большие надежды возлагаю на ленту «Масакра» Андрея Кудиненко. Он чувствует современный пульс. Мне бы очень хотелось, чтобы его способности развились. Надеюсь, что картина заявит о себе за пределами нашей страны.

- Минкульт также предложил создать продюсерский центр белорусского кино. Нам есть что предложить отечественному и мировому кинорынку?

 - Несомненно, продюсерский центр должен быть, но, чтобы он нормально работал, нужно изучить рынок: понять, какие жанры востребованы, а в чем есть дефицит у публики. Пока в рыночных продюсерских кругах мы себя чувствуем неловко - как гости, которые пришли и не знают, вилкой пользоваться или ножом. Поэтому в мире и не слышно о громких победах белорусских фильмов на международных кинофестивалях. Искусство, как ни крути, это все равно бизнес, поэтому режиссер и продюсер всегда должны знать, зачем и кому этот продукт адресован. У нас пока все наоборот.

Не запрещать, а просвещать!

- Недавно Минкульт обновил список запрещенных к распространению фильмов на территории нашей страны. В нем оказалось 107 картин, и среди них есть ленты, получившие признание на международных кинофестивалях. Заслуженно ли эти картины попали в перечень? 

- Когда такие списки попадают в народ, к ним проявляют нездоровый интерес, поэтому это скорее реклама для них, а не запрет. Скорее всего, это кино зрители обязательно найдут и посмотрят. Тем более, что сейчас все можно найти в интернете.

А попадание картин, которые завоевывают международные награды в такие списки, на мой взгляд, это неправильно. То, что, например фильм Ларса фон Триера «Антихрист» оказался рядом с какой-нибудь «Оторванной головой-7» - это просто нонсенс.

- А какое кино лично вы предпочитаете смотреть?

- Люблю авторское радикальное кино. Оно вряд ли попадет на наши экраны, но за таким кинематографом будущее. Мне нравятся картина «Тихий свет» Карлоса Рейгадоса, фильм «Тропическая лихорадка» тайского режиссера Версатаку.

- Что посоветуете из киноновинок?

- Безусловно, стоит посмотреть картину Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2». Здесь видна попытка создания имперского кино. Рекомендую к просмотру фильм «Белая лента» Михаэля Ханеке. На Каннском кинофестивале она получила «Золотую пальмовую ветвь» и была признана лучшим фильмом Европы 2009 года. Очень сильная работа Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Также советую обратить внимание на латиноамериканский, азиатский кинематограф. Там сейчас прощупывается много свежих и достойных внимания идей.

Если же говорить о нашем кино, то, конечно, я жду «Масакру» Андрея Кудиненко. Он хороший режиссер. С этой точки зрения мне бы очень хотелось, чтобы картина получилась.

- А что же Голливуд?

Возможно, сейчас Голливуд и пребывает в некоем кризисе со всеми своими бесконечными сиквелами, приквелами и ремейками. В этом смысле эта империя кино сейчас интересна не столько идеями, сколько своими технологиями. Поэтому успех таких картин как «Аватар» тому подтверждение.

Хочется отметить, что сейчас главная задача, - не пытаться истерично кричать о том, что белорусского кино умерло, не добивать его. Необходимо взять курс на образование: абсолютно все чиновники от кино должны заново узнать, что такое кино, кинопроизводство и как с ним быть. Мы вошли в XXI век с технологиями 70-80-х годов прошлого столетия. Эта телега тянет нас назад, а нам нужно двигаться только вперед!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно