По определению, рассмешить Несмеяну мог только очень мощный стимулятор смеха - обычные шутки на неё не действовали. Владимир Пропп, авторитетный учёный-сказочник всех времён и народов, выделяет три типа таких шуток, встречающихся в разных вариантах сказки. Часто царевну смешат добрый молодец, бухнувшийся в лужу, и зверюшки, умильно его очищающие. Другой соискатель сердца царевны - молодец с золотым гусем, к которому всё липнет. И наконец, есть ещё обладатель волшебной дудочки, под звук которой уморительно пляшут три свинки. Вам смешно всё это? Вряд ли.
Шок - это «по-ихнему»!
Кстати, подобные «цирковые» шутки не рассмешили и одну из самых древних Несмеян, о которой Пропп, похоже, не знал. Речь о совсем не детской итальянской сказке, записанной в начале XVI века одним из первых сказочников Джамбат-тиста Базиле на неаполитанском диалекте. На русский она не переводилась никогда, на английском встречается, но обычно в весьма урезанном виде. И сейчас вы поймёте почему. На потеху итальянской Несмеяне (а звали её Зозой) отец-король на площади перед дворцом построил фонтан, бьющий маслом. Он думал, что дочку развеселят его подданные, которые будут прикольно скользить на залитой маслом площади и уворачиваться от струй, чтобы не запачкать свою одежду. Однажды, когда Зоза, как всегда, печально наблюдала за этим цирком из окна, её внимание привлекла бедная бабушка, опускавшая губку в фонтан, а потом выжимавшая её в кувшин. Когда она наполнила его маслом, паж Зозы метким броском разбил кувшин прямо в руках старушки. В ответ она разразилась отборным набором ругательств (так пишут в «кастрированных» вариантах перевода), паж, не ожидавший такого от древней бабульки, ответил тем же. На что старушенция нашла асимметричный ответ - она задрала юбку, показав юноше всё, что под ней прячется «ниже пояса». Увидев это, Зоза начала смеяться - впервые в жизни и сразу до упаду. Получается, что причина смеха прячется как раз ниже пояса в самом буквальном смысле.
Разрез её штанов
На основании только одной сказки делать такие далекоидущие выводы нельзя. Но подобных сказок много, и они есть везде. Вспомним древнегреческую богиню плодородия Деметру. Она тоже была долго неутешна, и на то у неё были причины: она потеряла любимую дочь Персефону. Бог мира мёртвых Аид, влюбившись в девушку, украл её и спрятал в подземном мире. Мать долго и безуспешно искала дочь. В это время её даже звали Деметрой Агеластос, что можно перевести как Деметра-Несмеяна («геластос» - по-гречески - «смех», а частица «а» означает отрицание). Так вот в местечке Элевсин ей встретилась старушка Баубо (по-гречески это значит «брюхо»), которая стала смешить печальную мать песнями, танцами и непристойными шутками. Но всё это сработало лишь тогда, когда она сделала анасирму - так специалисты называют тот самый жест, которым бабушка рассмешила итальянскую принцессу Зозу.
Древнегреческая |
В знаменитом японском эпосе «Кодзики» есть эпизод почти из мифа про Деметру. Японскую Несмеяну Аматерасу выманивает из грота другая богиня - Амэ-но удзумэ, которая делает анасирму по-японски - весело и непристойно пляшет, распустив завязки своей одежды и демонстрируя всё что нужно. От её шуток смеются даже боги.
Низкие истины
- Похожие сюжеты можно продолжать, они есть у индейцев, скандинавов, в Океании - то есть на всех континентах и чуть ли не во всех культурах мира, - рассказывает психоаналитик Александр Геншель. - И это позволяет думать о них как о человеческих универсалиях. Так антропологи называют то, что делают все люди на земле. Их можно сравнить с врождёнными рефлексами у животных. Сейчас появляются новые данные о том, что универсалии имеют биологическую, наследственную природу. У всех народов есть специфические жесты, речь, табу, эдипов комплекс, все народы играют, поют, пытаются музицировать, украшают своё тело, рассказывают сказки и мифы, смеются от щекотки и просто смеются. Смех - это тоже универсалия. Но, похоже, к универсалиям относится и более специфический смех - «ниже пояса». И, скорее всего, это самый древний смех. С таких шуток человечество начало смеяться вообще. Потом, с эволюцией, юмор и смех стали усложняться и окультуриваться, а те первые шутки даже перешли в разряд непристойных. Но они всегда будут оставаться в нашем подсознании, и, значит, мы всегда будем реагировать на них.
Александр МЕЛЬНИКОВ
О пользе хохота
Изучением смеха ученые занимаются с 70-х годов прошлого века. По эффективности смех можно сравнить разве что с хорошей аэробной нагрузкой: он задействует 80 групп мышц.
Движутся плечи, сотрясается грудная клетка, вибрирует диафрагма. Мышцы шеи и спины расслабляются, а мышцы лица растягиваются, что, кстати, снимает некоторые виды головной боли. Как и при занятиях физическими упражнениями, в процессе смеха незначительно повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, снижается уровень холестерина. Оптимизируется дыхание, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей. Автоматически улучшаются и самочувствие человека, и его настроение. Кроме того, смех стимулирует деятельность иммунной и нервной системы, успокаивает боль, снимает стресс и нормализует работу кишечника.
Некоторые специалисты уверяют, что конечный эффект смеха примерно равен эффекту йоговской дыхательной гимнастики. Ведь мы не зря радуемся, когда захворавшие люди начинают веселиться, - смех реально увеличивает сопротивление недугу. И этому имеется вполне материальное объяснение: хохот активизирует выработку лимфоцитов (клеток, борющихся с инфекцией) и эндорфинов (веществ,блокирующих боль). Просто нужно напоминать себе о том, что тело -это такая своеобразная машина, которая работает по определенным законам. Одни действия и мысли увеличивают ее мощность, а другие уменьшают.
Но хорошо тем, у кого с чувством юмора все в порядке. А если оно напрочь отсутствует? Прежде всего знайте: чувство юмора и способность смеяться - это не одно и то же. Центр, отвечающий за наше умение веселить окружающих, расположен в лобной доле левого полушария головного мозга и связан с центром речи. Поэтому ученые говорят о морфологической и генетической предрасположенности к юмору. А вот смех - это один из механизмов адаптации человека к среде обитания. Его считают показателем душевного и физического здоровья. Поэтому, если в неспособности шутить нет ничего страшного, то неспособность смеяться вместе со всеми – тревожный признак, говорящий о пребывании в состоянии хронического стресса.
Оглянитесь вокруг: много ли людей рядом с вами улыбаются? Начинайте с себя. Улыбайтесь...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть