В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана, более чем в 600 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд, новейший пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с айсбергом и затонул.
То, во что трудно поверить
В гибель самого совершенного на тот момент корабля поначалу попросту отказывались верить. Первые сообщения в СМИ отрицали не только массовую гибель людей, но и тот факт, что корабль мог пойти на дно: «После столкновения с айсбергом все люди с Титаника спасены, лайнер отбуксирован в Галифакс».
Полностью весь ужас происшедшего осознали только тогда, когда 18 апреля пароход «Карпатия» со спасенными добрался до Нью-Йорка. Из более чем 2200 человек, находившихся на борту «Титаника», уцелели чуть более 700. Полторы тысячи пассажиров и членов экипажа погибли в ледяных водах Атлантики.
На некоторое время район гибели «Титаника» получил наименование «плавучего кладбища» — из-за большого количества мертвых тел в спасательных жилетах. Сразу несколько судов вплоть до июня 1912 года собирали останки погибших, доставляя их на берег для захоронения. Впрочем, тех, кого невозможно было опознать, ждали похороны в море.
Два расследования
Когда первый ужас отступил, и выжившие, и родственники погибших захотели получить ответ на вопрос: почему погиб корабль, в абсолютной надежности которого были уверены его создатели?
Расследование велось одновременно в США и Великобритании. 19 апреля были открыты слушания следственного подкомитета Сената США, которые проходили под руководством Уильяма Смита. Среди тех, кто отвечал на вопросы сенатской комиссии, оказались директор-распорядитель пароходной компании «Уайт Стар Лайн», выжившие офицеры и матросы «Титаника», пассажиры, а также капитаны судов, находившихся рядом с местом крушения, — «Карпатия» и «Калифорниэн».
На борту «Титаника» находился инженер-судостроитель исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» Томас Эндрюс-младший, проектировавший и строивший гигантский корабль.
Сразу после столкновения с айсбергом он изучил характер повреждений, первым произнеся слова о неизбежной гибели судна.
В результате столкновения с ледовой громадиной «Титаник» на уровне примерно 7 м ниже ватерлинии (3 м выше киля) по правому борту в носовой части получил несколько пробоин, протянувшихся в общей сложности на 91 м. В результате столкновения с айсбергом повреждёнными оказались 5 из 16 водонепроницаемых отсеков. Лайнер же сохранял способность оставаться на плаву при повреждении не более четырех отсеков.
Аномальные условия
Заключение Эндрюса стало ключевым для расследования. Комиссии предстояло разобраться в причинах того, почему оно произошло.
Главной причиной были названы погодные условия. Во-первых, весной 1912 года айсберги добрались до широт, где они обычно не встречались. Кроме того, капитан «Титаника» не получил последних радиограмм об изменении ледовой обстановки — радисты лайнера были заняты передачей сообщений пассажиров 1-го класса.
В безлунную ночь айсберг не был освещен, в силу чего впередсмотрящие увидели его довольно поздно. Сказалось и то, что лайнер, пересекая Атлантику, шел на большой скорости — это снизило время, которое было у экипажа для принятия правильного решения.
Удивительно, но многие эксперты считали, что для «Титаника» в сложившейся ситуации было бы лучше не заметить айсберг совсем. Лобовой удар привел бы к затоплению и сильнейшему повреждению носового отсека, но лайнер бы остался на плаву. Это позволило бы дождаться подхода помощи и большинство людей остались бы в живых.
Кто за все ответит?
В декабре 2020 года британское издание Daily Telegraph опубликовало статью, в которой впервые широкой публике представлены фрагменты из дневника судьи Высокого суда Лондона лорда Мерси, расследовавшего в 1912 году крушение «Титаника».
Его выводы в целом совпадают с итогами американского расследования: «Титаник» перед крушением шел с высокой скоростью в условиях сложной ледовой ситуации и, несмотря на предупреждения об айсбергах в этой части океана, на корабле не проводились учения по действиям в экстренных ситуациях, а число шлюпок не обеспечивало спасение всех тех, кто был на борту.
Возник вопрос: кто же должен отвечать за случившееся? Конструктор судна Томас Эндрюс погиб вместе с «Титаником», к тому же случившееся не было связано с какими-либо фатальными ошибками при проектировке. Капитан «Титаника» Эдвард Смит разделил участь своего корабля, при этом его действия после столкновения сочли грамотными и профессиональными. Что касается самой аварии, то в момент удара вахту несли помощники Смита.
В итоге главными подозреваемыми стали директор-распорядитель «Уайт Стар Лайн» Джозеф Исмей и капитан парохода «Калифорниэн» Стэнли Лорд.
Аморальный босс
Исмея обвиняли в давлении на капитана Смита: утверждали, что руководитель пароходной компании, требуя установления рекорда скорости по пересечению Атлантики, заставил того пренебречь всеми правилами безопасности, что в итоге и обернулось катастрофой. Также свидетели утверждали, что Исмей забрался в шлюпку в тот момент, когда на борту «Титаника» оставались женщины и дети.
Однако доказать факт давления на погибшего капитана не удалось, и обвинения в отношении Исмея сняли. Что до второго пункта, то было доказано, что босс пароходной компании по головам в шлюпку не шел, детей и женщин не отпихивал, так что уголовного преступления в его поступке не усматривалось. Правда, моральное осуждение оказалось настолько сильным, что карьера Исмея рухнула, и последние годы жизни он прожил затворником.
Заблуждение капитана Лорда
Стэнли Лорд никакого отношения к столкновению «Титаника» с айсбергом не имел, но, тем не менее, есть основания считать, что капитан парохода «Калифорниэн» стал косвенным виновником гибели сотен людей.
К моменту крушения «Калифорниэн» находился ближе других к «Титанику» — в 32 км. Для сравнения — «Карпатия», поднявшая на борт большинство уцелевших, была в 93 км от места столкновения.
Выжившие на «Титанике» уверяли: они видели огни судна, которое, несмотря на сигналы о помощи, так и не сдвинулось с места.
На борту «Калифорниэн» был один радист, Сирил Эванс. В 23:30, отработав 15-часовую смену, он отправился спать. «Титаник» столкнулся с айсбергом спустя десять минут. А еще через полчаса лайнер подал первый сигнал бедствия, который на «Калифорниэн» некому было принять.
Офицеры «Титаника», видевшие судно вдалеке, выпустили несколько сигнальных ракет. На «Калифорниэн» заметили эти сигналы, но не смогли их грамотно распознать. Сам капитан Лорд предположил, что речь идет о корабле, остановившемся среди льдов и просто обозначающим свое местоположение.
Когда огни исчезли, на «Калифорниэн» посчитали, что неизвестный корабль пошел дальше, выйдя из зоны видимости. Лишь после того, как проснувшийся радист вернулся на свое место, на пароходе узнали о гибели «Титаника».
Стечение обстоятельств
Как и в случае с Исмеем, на Лорда обрушилась волна общественного негодования. Но вот официальных обвинений в его адрес ни в США, ни в Великобритании выдвинуто не было. Члены двух комиссий по расследованию пришли к выводу, что говорить об умышленном бездействии нет оснований. Дополнительное расследование по делу Лорда также не сочли нужным инициировать.
В итоге, несмотря на гнев выживших и близких тех, кто погиб в водах Атлантики, ни один человек не предстал перед уголовным судом по делу «Титаника» в качестве обвиняемого. Виновниками одного из самых страшных кораблекрушений XX века, по сути, были объявлены айсберг, безлунная ночь и роковое стечение обстоятельств.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть