Он более популярен, чем даже Ноев ковчег, который, в отличие от «Титаника», выплыл. Про «Титаник» в разные годы и в разных странах было снято около дюжины художественных кинофильмов, телесериалов, а также бесчисленное количество документальных лент. И это притом, что данная катастрофа не была ни первой, ни самой крупной в истории.
«Лузитания»
Напомним: 100 лет назад британский суперлайнер из-за плохой видимости и собственной неповоротливости наскочил на айсберг. Погибли 1503 человека, спасти удалось 705. При этом мест в спасательных шлюпках было всего 1178, а спасательные пояса (предшественники нынешних спасжилетов) не были снабжены инструкциями. Из-за того, что многие пассажиры завязали их на талии, а не под мышками, в воде они перевернулись вверх ногами. В такой интересной, но несовместимой с жизнью позиции их и застали спасатели...
Пароходы тонули и до «Титаника». Например, вскоре после окончания гражданской войны в США пароход «Султана» вёз по Миссисипи освобождённых из плена северян. По невыясненной причине он взорвался и угробил более 2 тыс. человек. Но кто об этом помнит, ведь ни одного из них не сыграл Леонардо Ди Каприо!
Самые крупные потери были связаны с мировыми войнами. 1 мая 1915 г. из Нью-Йорка курсом на Ливерпуль вышел английский лайнер «Лузитания». Англия на тот момент уже почти год воевала с Германией - страной, поставившей подводную войну в основание своей военно-морской стратегии. Поэтому, когда 7 мая у ирландских берегов курс «Лузитании» пересёкся с курсом немецкой субмарины U-20, её командир с лёгким сердцем отдал команду «Пли!». Через 18 минут лайнер и 1198 человек пошли ко дну.
«Вильгельм Густлоф»
Вторая мировая война принесла новые мрачные рекорды. По словам военного историка Мирослава МОРОЗОВА, первую позицию в морском мартирологе 1939-1945 гг. занимает немецкий теплоход «Гойя», потопленный в апреле 1945 г. советской подлодкой Л-3 (ею командовал капитан 3-го ранга Коновалов) и унёсший с собой около 7 тыс. (!) человек. На второе место вышел немецкий же лайнер «Кап Аркона» (5594 жертвы). Третьим стал печально известный «Вильгельм Густлоф» (снова Германия, 5300 жертв). Четвёртым идёт советский теплоход «Армения» (примерно 5000 погибших).
У всех катастроф военного времени есть одна общая черта: в большинстве случаев жертвами становились гражданские лица, беженцы, раненые и медперсонал. Взять хотя бы потопление «Вильгельма Густлофа» подлодкой С-13 капитана 3-го ранга Александра Маринеско во время массовой эвакуации немцев из Восточной Пруссии в январе 1945 г. Список потерь: 406 моряков 2-й учебной дивизии подводных сил (в том числе 16 офицеров), 90 членов экипажа, 250 женщин-военнослужащих, примерно 4600 беженцев и раненых, включая почти 3000 детей.
Очень похожий случай произошёл с советским госпитальным судном «Армения». В ноябре 1941 г. при эвакуации госпиталей из осаждённого Севастополя «Армения» подверглась атаке немецкого самолёта-торпедоносца. Катастрофу пережили всего 8 человек.
«Ямато» и другие
Другие воюющие страны тоже не отличались особым человеколюбием. Весной 1945-го британские ВВС потопили в порту Любека корабль «Кап Аркона» с 8000 заключённых нацистских концлагерей. Половина были русскими и поляками, остальные - 24 других национальностей. Тех, кого не достали бомбы, на берегу добивали эсэсовцы. Как ни удивительно, но 350 пленников смогли бежать...
В то же время, когда в ходе боевых действий ко дну шли военные корабли, жертв было меньше. Линкор «Ямато» (Япония) - 2500 погибших, линкор «Бисмарк» (Германия) - 2000, линейный крейсер «Худ» (Великобритания) - 1500...
Почему же именно «Титаник» стал символом морских катастроф? Во-первых, слишком силён был диссонанс между рекламой «самого быстрого и непотопляемого парохода в мире» и его гибелью в первом же рейсе. Во-вторых, дело было до Первой мировой войны, и европейская общественность ещё не привыкла к длинным (на миллионы!) спискам жертв. Ну и, в-третьих, гибель «Титаника» - самая «политкорректная» катастрофа ХХ века. В ней не было ни намёка на военные преступления, причиной гибели парохода стал айсберг. А какой спрос с глыбы льда?
Сергей Осипов
Наши на борту
Спустя две недели после катастрофы в Адмиралтейском соборе Санкт-Петербурга служили панихиду по погибшим. Произнося молитву, священник назвал лишь одно русское имя - Михаил Жадовский. О подвиге этого человека писали тогда все европейские газеты.
Отставной капитан русской армии, вышедший на пенсию без гроша в кармане, в начале XX века уехал искать счастья во Францию. Там он познакомился с одним из владельцев судоходной компании «Уайт Стар». Оценив порядочность и сметливость русского, тот предложил Жадовскому работу - стать главным казначеем на новом трансатлантическом лайнере, постройка которого как раз подходила к концу. На «Титанике» Жадовский отправился в своё первое плавание. Когда стало ясно, что судно обречено, и на воду начали спускать шлюпки, корабельный казначей должен был эвакуироваться одним из первых. Однако, отдав кассу с наличностью помощнику, Жадовский остался на борту. Спасшиеся члены экипажа рассказали о его последних словах: «Мне уже 68, жить осталось недолго, а деньги доставят и без меня». До последнего помогая пассажирам усаживаться в шлюпки, Жадовский утонул вместе с другими моряками.
Отставной капитан был не единственным россиянином, погибшим на «Титанике», - всего таковых насчитали около 100 чел. Было среди них и около дюжины выходцев с Дона - представителей религиозного движения «Новый Израиль», отправившихся за океан из неспокойной России, где сектантов в начале XX века стали преследовать. Лишь одному из них, похоже, удалось спастись. Помогла морская болезнь: укачавшись в трюме, где располагались каюты 3-го класса, казак вышел подышать на палубу - в этот момент «Титаник» и врезался в айсберг. Вместе с другими потерпевшими судно «Карпатия» доставило его в Нью-Йорк. Ни имя спасённого, ни его дальнейшая судьба неизвестны.
Арсений Петров («АиФ на Дону»)
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть