2013

Другой «Боинг». Как СССР сбил южнокорейский самолет без последствий

«Боинг-707» на озере Корпиярви. Апрель 1978 года.
«Боинг-707» на озере Корпиярви. Апрель 1978 года. Commons.wikimedia.org

Обострение отношений между Россией и Западом вновь и вновь заставляет вспоминать времена «Холодной войны», когда противостояние у границ социалистического блока периодически балансировало на грани «горячей» фазы конфликта.

Дальневосточная трагедия

Порой даже недоразумения, не связанные с военной активностью, оборачивались ситуациями, в которых принималось решение об открытии огня. 1 сентября 1983 года Авиалайнер Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, вторгся в воздушное пространство Советского Союза. Лайнер шел над районами расположения советских военных объектов стратегического значения, и у высшего командования возникла уверенность, что речь идет не о гражданском рейсе, а о самолете-разведчике. В итоге нарушитель был атакован советским истребителем Су-15, после чего рухнул в воды пролива Лаперуза. Погибли все 269 человек, находившихся на его борту.

Случай с «Боингом» стал для президента США Рональда Рейгана стал поводом для развертывания невиданной доселе кампании антисоветской истерии. Вашингтон утверждал, что СССР, провозглашенный Рейганом «империей зла», сознательно уничтожил гражданский самолет.

Только после распада СССР проведенное международное расследование показало, что корейские пилоты, вторгшиеся в советское воздушное пространство, видимо, допустили грубую ошибку при работе с оборудованием, а советские пилоты не имели возможности достоверно идентифицировать лайнер как пассажирский.

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя, Япония)
Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя, Япония). Фото: Commons.wikimedia.org

Крутой разворот

Удивительно, но за пять лет до дальневосточного инцидента аналогичный случай с корейским самолетом имел место на другом конце СССР, в Карелии. Правда, ни у нас, ни на Западе широкого резонанса он не получил.

20 апреля 1978 года авиалайнер Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL) совершал пассажирский рейс KE902 по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул. На его борту находились 12 членов экипажа и 97 пассажиров.

Вылетев из Парижа, лайнер взял курс на север, чтобы, пролетев над просторами Гренландии, добраться до Аляски, а затем, после посадки в Анкоридже, добраться до Сеула. То есть маршрут проходил вне пределов Советского Союза.

Но в тот день, пройдя Гренландию, самолет вдруг поменял курс и, пролетев над Шпицбергеном, двинулся в сторону советской границы.

Советскими силами ПВО неизвестный самолет был обнаружен на подступах к территории СССР. На запросы системы опознавания «свой — чужой» лайнер не откликался. Навстречу ему были высланы советские истребители, чтобы определить, что из себя представляет цель.

Фото: Commons.wikimedia.org

Окончательное решение

Первым к нарушителю подошел истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО, пилотируемый лётчиком 1-го класса капитаном Александром Босовым.

Тот определил, что речь идет о «Боинге» южнокорейской авиакомпании и даже разглядел в иллюминаторах пассажиров.

Существовавший на тот момент приказ министра обороны СССР предписывал гражданские самолеты-нарушители принуждать к посадке или выгонять из советского воздушного пространства. Но странный «Боинг», проходя над Кольским полуостровом, пролетел над районом базирования советских атомных подводных лодок, а также над районом, где проходили крупные учения. Военное командование заподозрило, что речь идет о разведывательной операции под прикрытием гражданских.

Босов подал сигнал, предложив «Боингу» следовать на аэродром, но корейцы изменили курс и попытались выйти из воздушного пространства СССР.

На принятие окончательного решения оставалось не более шести минут. В итоге командующий 10-й отдельной армией ПВО генерал-лейтенант Владимир Дмитриев утвердил решение командира 21-го корпуса ПВО генерал-майора Владимира Царькова на уничтожение самолёта-нарушителя.

Уникальная посадка корейского аса

Босову отдали приказ атаковать. Выпущенная им ракета повредила один из двигателей, а также оторвала кусок крыла.

Поврежденный «Боинг» стал стремительно терять высоту. Произошла разгерметизация салона, среди пассажиров началась паника, однако 46-летний Ким Чанг Кыо, командир воздушного судна, хладнокровия не терял. Сориентировавшись на незнакомой территории, он совершил ювелирную посадку на лед озера Корпиярви. Вскоре лайнер обнаружила поисковая группа 18-го радиотехнического полка.

Специалисты, допрашивая корейского летчика, поражались тому, что он смог совершить уникальную посадку. Выяснилось, что Ким Чанг Кыо — ветеран Корейской войны, полковник ВВС в отставке. И это только увеличило число вопросов относительно того, как «Боинг» оказался на территории СССР.

Но сначала нужно было решить вопросы с пассажирами, оказавшимися в летней легкой одежде в сурово российской глубинке.

Фото: Commons.wikimedia.org

Успокоение от программы «Время»

В результате атаки на самолет погибли двое: 36-летний коммерсант из Сеула Бон Тайхван и 31-летний владелец кофейни из Йокогамы Ёситако Сугано. Еще почти полтора десятка летевших южнокорейским рейсом получили ранения.

Иностранцев перевезли в военный городок Подужемье, разместив их в Доме офицеров. Люди были напуганы не на шутку, ожидая, что их отправят в тюрьму. Немного успокоились они тогда, когда 21 апреля об инциденте сообщила телепрограмма «Время». Стало ясно, что прятать концы в воду Советский Союз не намерен, а значит, есть шанс скоро отправиться домой.

Пассажиров с детьми разместили в местной больнице железнодорожников, постаравшись создать для них максимально комфортные условия.

Сутки спустя всех, кроме командира и штурмана, отвезли на военный аэродром, откуда доставили в Мурманск. Далее самолет американской авиакомпании перебросил их в Хельсинки.

С командиром и штурманом разбирались еще неделю. Те настаивали, что причиной отклонения от маршрута стали неполадки оборудования, вызванные пролетом над северным магнитным полюсом. Правда, компания Korean Air Lines позднее утверждала, что во всем виноваты сами летчики, использовавшие неверные значения магнитного склонения.

«Обратились с просьбой о помиловании»

30 апреля 1978 года сообщение ТАСС подвело итоги: «В ходе расследования было установлено, что инцидент с южнокорейским самолётом произошёл в результате невыполнения экипажем международных правил полётов и неподчинения требованиям советских истребителей ПВО следовать за ними для посадки на аэродром. Командир экипажа и штурман… подтвердили, что понимали команды советских самолётов, однако этим командам не подчинились. Признавая свою вину перед советским законом, командир корабля и штурман письменно обратились в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о помиловании... Президиум Верховного Совета СССР принял решение не привлекать Ким Чанг Кыо и Ли Чын Сина к уголовной ответственности и ограничиться выдворением их за пределы СССР».

Выехав из СССР, летчики стали утверждать, что в действительности о помиловании не просили, настаивая на версии неумышленной ошибки. Однако ни международные организации, ни США, ни Южная Корея претензий к СССР не предъявляли. Логика была простой: самолет границу нарушил, в воздушное пространство Советского Союза влез, приказы не выполнял. И что после этого хотеть?

Странно, но две истории с «Боингами» во многом совпадают. Оба раза проникновение в воздушное пространство СССР объясняли неполадками оборудования и ошибками пилотов, оба раза полеты проходили над зонами расположения советских стратегических объектов. И даже оба командира воздушных судов были ветеранами ВВС Южной Кореи. Все эти обстоятельства позволяют до сих пор некоторым считать, что пассажирские авиалайнеры использовались для шпионских целей, где мирные люди выполняли функцию «живого щита».

Просто в 1978 году в Карелии пассажирам повезло больше.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно