В ночь с 21 на 22 июня мы все отметили скорбную дату – 80 лет с начала Великой отечественной войны. Те четыре страшных года унесли десятки миллионов жизней. А ещё явили миру удивительные образцы героизма.
Одна из таких героинь – Герой Советского Союза Лидия Литвяк.
Она признана самой результативной женщиной-пилотом Второй мировой. Её имя вписано в Книгу рекордов Гиннесса. На Западе о ней написано несколько книг, а на Родине, увы, мало кто помнит. На фронте её называли «Белая лилия Сталинграда». Миниатюрная блондинка ростом 150 см, в воздушных боях Литвяк лично сбила 12 немецких самолётов и 4 – в группе.
Сбежала от ареста
Лидия – москвичка. Родилась 18 августа 1921 г. В 14 лет пришла заниматься в Кировский районный аэроклуб Москвы. Уже через год, в 15 лет, совершила свой первый самостоятельный полёт. Успехи юного пилота были несомненны, тем неожиданнее выглядело её решение покинуть аэроклуб и поступить на курсы геологов. Биографы видят разгадку этого поступка в семейных обстоятельствах. В это время был репрессирован и расстрелян её отец, и Лидия в одночасье превратилась в дочь «врага народа». Отец был рабочим на железной дороге и попал под каток репрессий 1937 г. Кто знает, что было бы с его дочерью, если бы Лидия не исчезла из Москвы – она отправилась в геологическую экспедицию. Она вновь возвращается к мечте о небе, но теперь уже в Херсоне, где оканчивает авиационную школу лётчиков-инструкторов.
В ряды Красной Армии Лидия Литвяк вступила осенью 1941 г. Стране не хватало военных лётчиков. Средний срок жизни пилота-истребителя на фронтах Великой Отечественной исчислялся одной неделей, половина новичков погибали в первом же бою. Девушка освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет Литвяк совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 г. в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88.
Поединок с немецким бароном
В небе она чувствовала себя как рыба в воде, а на земле с трудом мирилась с армейскими порядками. Она не сразу согласилась отрезать шикарную косу – по уставу полагалась короткая стрижка. Хранила в казарме платье и туфельки, пока командир не заставил её отправить гражданскую одежду домой. Мучилась с сапогами 43-го размера. Мужская форма не покрывала всех бытовых потребностей девушек, но Лидия нашла выход. Сбив очередной самолёт, она приземлилась рядом с поверженной машиной и позаимствовала шёлковый парашют, из которого пошила предметы женского туалета. Но если на земле Литвяк была сама женственность, то в небе у неё был мужской почерк. Поединок истребителей в небе – это прежде всего поединок нервов и выдержки. Бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б. Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух…»
В сентябре 1942 г. во время боевого вылета над Сталинградом Лидия сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Ме-109. Пилотом последнего оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Фусс. Ходила история о том, что пленённый ас захотел увидеть пилота, который выиграл у него сражение. Когда перед ним предстала миниатюрная сержант Литвяк, немец решил, что над ним насмехаются. И тогда девушка напомнила ему детали боя, которые мог знать только тот, кто сидел за штурвалом. Можно только представить, что творилось в голове немецкого лётчика.
Однополчане вспоминали, что в кабине самолёта Лидии часто был букетик полевых цветов. На капоте своей машины лётчица нарисовала белую лилию – так название этого цветка стало радиопозывным лётчицы.
Лидия продолжала пополнять личный список воздушных побед, сбивая вражеские самолёты. В одном из ожесточённых боёв машина Литвяк была подбита, и она вынуждена была приземлиться на вражеской территории. Ей грозил неминуемый плен, если бы не героизм сослуживца, лётчика-штурмовика. Пулемётным огнём он заставил немцев залечь, и в этот короткий миг приземлился, чтобы взять Литвяк на борт. За проявленный героизм Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красного Знамени.
В марте 1943 г. в районе Ростова-на-Дону она в неравном бою сбивает ещё один вражеский самолёт – одна против шести Me-109. В этой схватке её тяжело ранили, но она сумела вернуться на родной аэродром. Несколько недель Лидию «штопают» в госпитале, затем отправляют долечиваться в Москву, но из дома она сбегает на фронт спустя несколько дней.
Вернувшись в полк, Лидия сбивает два вражеских истребителя. А вскоре, 21 мая 1943 г., ей было суждено увидеть гибель мужа – Героя Советского Союза лётчика Алексея Соломатина.
Они познакомились на фронте, стали парой. Как и всё в её жизни, этот счастливый миг любви был коротким. На похоронах Алексея она с трудом стояла. Когда могилу закопали, упала на землю, обнимая место, где упокоился любимый человек. А вскоре Лидия потеряет свою лучшую подругу – лётчицу Екатерину Буданову. В очередной схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Лидии удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла. Незадолго до этого, в апреле 1943 г., популярный журнал «Огонёк» поместил на обложке фото боевых подруг со словами: «12 самолётов противника сбили эти отважные девушки».
Нельзя очернить лилию
Потеряв близких людей, она продолжает каждый день подниматься в небо, добывая Победу.
В конце июля – начале августа 1943-го шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. 1 августа 1943 г. Лидия Литвяк 4 раза поднималась в воздух. Она лично сбила 2 самолёта противника. Во время последнего вылета их самолёты встретились с большой группой немецких истребителей. К Яку с белой лилией на борту устремилось сразу несколько «Мессершмиттов»: они знали, кто находится в кабине пилота.
Подбитый самолёт Лидии упал возле села Дмитровка. Она не дожила двух недель до 22 лет. Девушка провела на фронте больше года, выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых личных побед. Каждый день отправлялась в самое пекло, но боялась не смерти. В редкий момент откровенного разговора Лидия призналась боевой подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё что угодно, только не это». Она знала, что означает для дочери «врага народа» пропасть без вести. Чувствовала, что это может произойти. По горячим следам ни самолёт Лидии, ни её тело не были обнаружены.
Командир полка представил Литвяк к званию Героя Советского Союза. Однако командир дивизии заменил награду на орден Отечественной войны 1-й степени. Перестраховался, и всё из-за формулировки «пропала без вести»: а вдруг попала в плен, а вдруг перешла на сторону врага. Горько это осознавать, но распускались и такие слухи. У ярких людей всегда найдутся завистники. Но очернить «Белую лилию Сталинграда» не вышло.
Останки легендарной лётчицы обнаружили спустя четверть века недалеко от села Дмитровка, над которым она была сбита. А если точнее – у хутора Кожевня. Нашли их местные мальчишки. 29 июля 1969 г. Лидия Литвяк упокоилась в Дмитровке в братской могиле. Потом потребовалось ещё 20 лет, чтобы справедливость окончательно восторжествовала – 5 мая 1990 г. Лидии Владимировне Литвяк присвоили звание Героя Советского Союза. Спустя 47 лет награда нашла свою Героиню.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть