При Сталине именно в конструкторских бюро (КБ) тюремного типа, подчинявшихся НКВД, создавали новые виды техники и вооружений. Их разговорное название «шарашка» произошло от выражения «шарашкина контора», обозначавшего в годы НЭПа какую-либо сомнительную организацию. Но в КБ все было серьёзно.
Через «шарашки» прошли многие выдающиеся советские учёные и конструкторы, которые занимались разработкой военной и специальной (используемой спецслужбами) техники. Множество новых моделей военной техники и вооружений в СССР были созданы именно заключёнными «шарашек». Их арестовывали по надуманным доносам – подневольными, запуганными, сломленными проще управлять…
Предыстория
25 февраля 1930 г. вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о недостатках в работе военной промышленности, в котором были указаны виновники неудач в хозяйственной деятельности - «вредители». Начавшаяся в 1930 г. широкая кампания по борьбе с «вредительством» привела к появлению в заключении множества высококвалифицированных специалистов, подавленных террором и смирившихся с фальсифицированными обвинениями. Поэтому 15 мая 1930 г. появился «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединённого государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство». Так появилась первая система научно-технических тюрем - «шарашек» - для использования «вредителей» в интересах военного производства.
Расскажем об известных ученых, которые, находясь в застенках, работали на секретную отрасль.
- Андрей Туполев, авиаконструктор, академик АН СССР
Был арестован 21 октября 1937 г. В обвинительном заключении значилось: возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты авиационной отрасли. 28 мая 1940 г. Туполева приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Находясь в заключении, работал в закрытом ЦКБ-29, которое получило название «туполевская шарага». В годы войны в нём трудились 17 главных авиаконструкторов, а вместе с вольнонаёмными сотрудниками – 1,5 тыс. человек. В ЦКБ-29 разработаны самолёты Пе-2 и Пе-3, ДВБ-102 и легендарный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2.
С началом войны Туполев был освобождён.
- Сергей Королёв, инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики
Маховик сталинских репрессий прошёлся по ученому сполна. Королёв был арестован 27 июня 1938 г. по доносу, и на первом же допросе его зверски избили. Осуждён на 10 лет. Провёл 8 месяцев на Колыме, был возвращён в Москву и направлен в «туполевскую шарагу». Под руководством Туполева участвовал в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Затем его перевели в ОКБ-16, где он работал над ракетными двигателями. В 1943 г. Королёв стал главным конструктором группы реактивных установок, а в 1946 г. - главным конструктором Особого конструкторского бюро №1 (ОКБ-1), созданного для разработки баллистических ракет дальнего действия. Освобождён в 1944 г., полностью реабилитирован в 1957 г.
-
Дмитрий Григорович, авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям
Дмитрия Григоровича арестовали в сентябре 1928 г., обвинив во вредительстве. В декабре 1929 г. в Бутырской тюрьме было организовано первое КБ закрытого типа, которое он возглавил. Перед заключёнными поставили задачу - «отдать разум и силы на создание в кратчайший срок истребителя, который превосходил бы машины вероятных врагов».
«В кратчайший срок» означало «к весне». Группа создала истребитель И-5, первый прототип которого назвали ВТ-11 (ВТ - «внутренняя тюрьма»). Он поднялся в небо 29 апреля 1930 г., а в августе был запущен в серийное производство. И-5 стоял на вооружении ВВС около 9 лет. Конструкторов Д. Григоровича и его заместителя Н. Поликарпова после этой работы выпустили на волю.
- Лев Термен, инженер, изобретатель
Стал известен после изобретения электромузыкального инструмента терменвокса в 1920 г. Был арестован в 1939 г. по обвинению в подготовке убийства Кирова. Около 8 лет проработал в «туполевской шараге» (Королёв был его ассистентом). Создавал подслушивающие системы и устройства, например, считывающие вибрации стекла в окнах прослушиваемых помещений. Одно такое устройство было вмонтировано в деревянное панно, подаренное послу США Авереллу Гарриману, - тот повесил его в своём кабинете. «Жучок» обнаружили лишь спустя 7 лет, но принцип его действия долго оставался неразгаданным.
Лев Термен был реабилитирован в 1947 г., но продолжал работать в закрытых КБ.
- Валентин Глушко, инженер, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения
Валентина Глушко арестовали 23 марта 1938 г. На первом же допросе он был избит до потери сознания и в полубессознательном состоянии подписал протокол, в котором было сказано, что его завербовали в «антисоветскую банду» Королев, Клейменов и Лангемак. Сначала инженер трудился в «шарашке» при Тушинском авиамоторном заводе, где разрабатывал газогенератор для двигателя быстроходной морской торпеды. В 1940 г. его перевели в Казань, где при авиационном заводе была организована спецтюрьма ОКБ-16, или «шарага по ракетным двигателям». Под руководством Глушко инженеры занимались разработкой авиационных моторов, в том числе реактивных.
Работы по созданию первого реактивного авиадвигателя (РД-1) были признаны успешными, и Берия предложил Сталину освободить 35 особо отличившихся специалистов ОКБ-16. В августе 1944 г. Глушко вышел на свободу.
- Яков Фишман, учёный-химик
О первых допросах в тюрьме после своего ареста Яков Фишман вспоминал: «В течение шести дней мне абсолютно не давали спать, зверски избивали и подвергали самым кошмарным издевательствам...» Арестованного «довели до изнеможения», до «состояния дурмана» и «полной невменяемости».
В 1940 г. Фишмана приговорили к 10 годам лагерей. В заключении он работал по специальности в одной из «шарашек» при НКВД. Группа под его руководством разработала новую модель противогаза. В 1955 г. был полностью реабилитирован и восстановлен в партии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть