Это сегодня прилавки магазинов переполнены продуктами и товарами, а в эпоху дефицита трудно было достать не то что заграничные джинсы, но и самые элементарные товары повседневного спроса. Как ни странно, подобное положение дел ничуть не мешало существованию рекламы, даже телевизионной. Что и как продвигали советские рекламщики, когда автомобиль был несбыточной мечтой, а сосиски - деликатесом, - в материале «АиФ».
Автомобили и мопеды
Купить автомашину в Советском Союзе могли только избранные, да и те были вынуждены отстоять жуткую 5-летнюю очередь. Несмотря на это, советские рекламщики изо всех сил продвигали продукцию отечественного автопрома. В ход шли самые разнообразные приемы: плакаты, буклеты и красочные картинки с отполированными автомобилями, занимающие целые журнальные развороты.
Чаще всего рекламные плакаты с автомобилями появлялись в сети магазинов «Березка», гостиницах «Интурист» и внешторговских конторах. Ведь продукция советского автопрома предназначалась главным образом для зарубежного рынка и «выездных» соотечественников.
Рекламировали как недоступную обычному трудяге «Волгу», за которую требовалось заплатить около 50 средних зарплат, так и «Запорожец», за руль которого можно было сесть «всего» за 20.
С середины 70-х в СССР активно рекламировали двухколесную технику. В первую очередь - мопеды. Лидировали здесь красочные плакаты с одетыми совсем не по-советски девушками.
Техника
В СССР техника была дорогая. Черно-белые телевизоры начали появляться в каждом доме только в 70-х годах. Стиральные машины, домашние телефоны и радиоприемники - еще позже. Однако реклама подстегивала людей тратить сбережения не на отпуск, а на чудо техники.
Чаще всего борьба за покупателя происходила между двумя-тремя советскими производителями. В разные годы предлагались телевизоры «Юность-402», «МПО-ТЕМП», «КРЫМ-206», «Горизонт-107», радиоприемник «Турист-312», стиральная машина «Вятка-автомат». Рекламные постеры то и дело мелькали в журналах, на страницах календарей и на стенах магазинов.
«Чтоб здоровым быть, надо соки пить», - напевал в рекламном ролике известный советский исполнитель Вячеслав Малежик. А чтобы получить свежий продукт, в любом доме, по мнению создателей ролика, обязательно должна быть соковыжималка.
Особой популярностью пользовалась реклама миниатюрного кассетного магнитофона «Амфитон-МС». Главным его достоинством создатели ролика называли возможность подключения одновременно двух наушников.
Идеальную чистоту бритья советским мужчинам гарантировала электробритва с товарным знаком «Эхо». Например, модель «Харьков-61» привлекала покупателей бреющими ножами плавающей конструкции, а «Харьков-109» - подвижным ножом роторного типа.
В 1990 году, когда о кондиционерах ничего не было слышно, спасаться от жары в душном помещении предлагали с помощью вентиляторов. «Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский вентиляторный завод», - призывали создатели рекламного ролика.
Еда
В эпоху, когда выбор товаров не был так разнообразен, как сейчас, в рекламе в основном делался акцент не на продукцию определенного завода, а в принципе на вид продукта. Так, в 60-х годах вышел 2-минутный телевизионный ролик с рекламой кукурузы. «И салаты, и супы из маисовой крупы, а из сахарного сорта - каши, пудинги и торты, и закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир», - рассказывает закадровый голос о достоинствах кукурузы.
Рекламировали плавленый сыр, сосиски, мороженое, консервированные плоды и ягоды, чай и даже хлеб. Предлагалось также покупать майонез. Создатели плаката уверяли, что это «прекрасная приправа ко всем холодным мясным, рыбным и овощным блюдам». Причем как преимущество товара выделялось и то, что банки из-под продукта принимались магазинами обратно.
Что еще?
Иногда в СССР рекламировали и те товары, которые сейчас могут показаться, по крайней мере, нелепыми. Например, полупроводниковый регулятор тока с сенсорным управлением, изоленту, резиновые галоши, электрические плитки и сковородки, надувные игрушки для детей. Рекламировали пульверизатор для цветов, автомобильный прицеп-палатку, который всегда можно возить с собой.
Пока советские женщины грезили о французских духах и помадах, телевизионная реклама советовала не витать в облаках, а довольствоваться тем, что есть. Выбор был небольшой: «Северное сияние», «Невская косметика», «Новая заря» и «Свобода».
Под это дело снимались и целые короткометражки. Однако это не единственное, на что тратился рекламный бюджет. Например, на «Ленфильме» по заказу Госбанка сняли рекламный ролик для привлечения на поля сберкассы новой рабочей силы - девушек-операторов. Главную роль сыграла актриса Александра Яковлева.
Необычный для сегодняшнего времени ролик начинается со следующей экспозиции. На стульях в ряд сидят пятеро мужчин. Закадровый голос спрашивает у зрителей: «Как вы думаете, что объединяет этих мужчин?» - и тут же отвечает: «Качественная шерсть!». Оказывается, это реклама шерстяных мужских костюмов.
В еще одном забавном ролике печальная девушка не знает, что надеть. Ей на помощь приходят разноцветные стеклянные пуговицы, которые, по словам диктора, могут «обновить любую вещь». Пуговицы в кадре бросаются в пляс и выкладываются в форме цветов. Девушка счастлива. По такой рекламе молодые люди, не заставшие времена Советского Союза, могут получить вполне полноценное представление о быте и порядках того времени. Актеры в рекламе играют самозабвенно, а зрители сразу всему верят.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть