3561

Покупайте все, что есть. Что и как рекламировали в СССР?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 20 16/05/2017
Продвигали не продукцию определенного завода, а продукт как таковой.
Продвигали не продукцию определенного завода, а продукт как таковой. Flickr.com

Это сегодня прилавки магазинов переполнены продуктами и товарами, а в эпоху дефицита трудно было достать не то что заграничные джинсы, но и самые элементарные товары повседневного спроса. Как ни странно, подобное положение дел ничуть не мешало существованию рекламы, даже телевизионной. Что и как продвигали советские рекламщики, когда автомобиль был несбыточной мечтой, а сосиски - деликатесом, - в материале «АиФ».

Автомобили и мопеды

Купить автомашину в Советском Союзе могли только избранные, да и те были вынуждены отстоять жуткую 5-летнюю очередь. Несмотря на это, советские рекламщики изо всех сил продвигали продукцию отечественного автопрома. В ход шли самые разнообразные приемы: плакаты, буклеты и красочные картинки с отполированными автомобилями, занимающие целые журнальные развороты.

Чаще всего рекламные плакаты с автомобилями появлялись в сети магазинов «Березка», гостиницах «Интурист» и внешторговских конторах. Ведь продукция советского автопрома предназначалась главным образом для зарубежного рынка и «выездных» соотечественников.

Рекламировали как недоступную обычному трудяге «Волгу», за которую требовалось заплатить около 50 средних зарплат, так и «Запорожец», за руль которого можно было сесть «всего» за 20.

С середины 70-х в СССР активно рекламировали двухколесную технику. В первую очередь - мопеды. Лидировали здесь красочные плакаты с одетыми совсем не по-советски девушками.

Техника

В СССР техника была дорогая. Черно-белые телевизоры начали появляться в каждом доме только в 70-х годах. Стиральные машины, домашние телефоны и радиоприемники - еще позже. Однако реклама подстегивала людей тратить сбережения не на отпуск, а на чудо техники.

Чаще всего борьба за покупателя происходила между двумя-тремя советскими производителями. В разные годы предлагались телевизоры «Юность-402», «МПО-ТЕМП», «КРЫМ-206», «Горизонт-107», радиоприемник «Турист-312», стиральная машина «Вятка-автомат». Рекламные постеры то и дело мелькали в журналах, на страницах календарей и на стенах магазинов.

«Чтоб здоровым быть, надо соки пить», - напевал в рекламном ролике известный советский исполнитель Вячеслав Малежик. А чтобы получить свежий продукт, в любом доме, по мнению создателей ролика, обязательно должна быть соковыжималка.

Особой популярностью пользовалась реклама миниатюрного кассетного магнитофона «Амфитон-МС». Главным его достоинством создатели ролика называли возможность подключения одновременно двух наушников.

Идеальную чистоту бритья советским мужчинам гарантировала электробритва с товарным знаком «Эхо». Например, модель «Харьков-61» привлекала покупателей бреющими ножами плавающей конструкции, а «Харьков-109» - подвижным ножом роторного типа.

В 1990 году, когда о кондиционерах ничего не было слышно, спасаться от жары в душном помещении предлагали с помощью вентиляторов. «Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский вентиляторный завод», - призывали создатели рекламного ролика.

Еда

В эпоху, когда выбор товаров не был так разнообразен, как сейчас, в рекламе в основном делался акцент не на продукцию определенного завода, а в принципе на вид продукта. Так, в 60-х годах вышел 2-минутный телевизионный ролик с рекламой кукурузы. «И салаты, и супы из маисовой крупы, а из сахарного сорта - каши, пудинги и торты, и закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир», - рассказывает закадровый голос о достоинствах кукурузы.

Фото: Flickr.com

Рекламировали плавленый сыр, сосиски, мороженое, консервированные плоды и ягоды, чай и даже хлеб. Предлагалось также покупать майонез. Создатели плаката уверяли, что это «прекрасная приправа ко всем холодным мясным, рыбным и овощным блюдам». Причем как преимущество товара выделялось и то, что банки из-под продукта принимались магазинами обратно.

Что еще?

Иногда в СССР рекламировали и те товары, которые сейчас могут показаться, по крайней мере, нелепыми. Например, полупроводниковый регулятор тока с сенсорным управлением, изоленту, резиновые галоши, электрические плитки и сковородки, надувные игрушки для детей. Рекламировали пульверизатор для цветов, автомобильный прицеп-палатку, который всегда можно возить с собой.

Пока советские женщины грезили о французских духах и помадах, телевизионная реклама советовала не витать в облаках, а довольствоваться тем, что есть. Выбор был небольшой: «Северное сияние», «Невская косметика», «Новая заря» и «Свобода».

Летать призывали самолетами «Аэрофлота», а Госбанк «уговаривал» граждан хранить деньги в сберегательной кассе, а не под подушкой. «В Сберкассе деньги накопила, путевку на курорт купила», - сообщал плакат с улыбающейся девушкой, стоящей на фоне морского побережья.

Под это дело снимались и целые короткометражки. Однако это не единственное, на что тратился рекламный бюджет. Например, на «Ленфильме» по заказу Госбанка сняли рекламный ролик для привлечения на поля сберкассы новой рабочей силы - девушек-операторов. Главную роль сыграла актриса Александра Яковлева.

Необычный для сегодняшнего времени ролик начинается со следующей экспозиции. На стульях в ряд сидят пятеро мужчин. Закадровый голос спрашивает у зрителей: «Как вы думаете, что объединяет этих мужчин?» - и тут же отвечает: «Качественная шерсть!». Оказывается, это реклама шерстяных мужских костюмов.

В еще одном забавном ролике печальная девушка не знает, что надеть. Ей на помощь приходят разноцветные стеклянные пуговицы, которые, по словам диктора, могут «обновить любую вещь». Пуговицы в кадре бросаются в пляс и выкладываются в форме цветов. Девушка счастлива. По такой рекламе молодые люди, не заставшие времена Советского Союза, могут получить вполне полноценное представление о быте и порядках того времени. Актеры в рекламе играют самозабвенно, а зрители сразу всему верят.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно