17120

Символы эпохи. «Запорожец» - маленькая машинка огромной страны

№ 22 от 31 мая 2016 года 31/05/2016 Сюжет Символы эпохи СССР

1 октября 1960 года с конвейера сошёл первый автомобиль «Запорожец», получивший в народе прозвище «горбатый». Другие модели этой марки называли «Чебурашка» и «мыльница». У всех «Запорожцев» мотор был сзади. Их выпуск прекратили в 1994 году.

В 1960 году, когда эта машина только создавалась, глава конструкторского бюро Владимир Стешенко якобы сказал: «Наш автомобиль должен стоить не дороже 1000 бутылок водки». За точность цитаты не ручаюсь, но товарищ Стешенко был советским гражданином, а потому отлично знал,  что именно в эквиваленте «жидкой валюты»  начнут мерить его средство передвижения потенциальные потребители.

Поставленная конструктором задача была успешно выполнена:  первые «Запорожцы» (ЗАЗ-965) действительно поступили в продажу по цене 1800 рублей (теперь уже и не верится, но по официальному  курсу это составляло около 4 тысяч долларов (!))  при стоимости «пол-литры» в 1 рубль 80 копеек. Казалось бы – мечта перфекциониста. Но такие пропорции продержались недолго – без согласования друг с другом дорожали то водка, то упомянутый автомобиль. Зато «Запорожцы» за всё время выпуска практически не девальвировались  по отношению к месячной зарплате   трудящихся   (эквивалент -  примерно 20  зарплат) и в сравнении с другими  четырёхколесными выходцами из советского автопрома (почти в два раза дешевле «Жигулей» и в три раза – «Волги»).

d025ef_orig

Итак – «Запорожец». Маленькая машинка  огромной страны. Автомобиль не самый массовый, но первый по-настоящему «народный», поэтому  и ставший культовым. Всё в нём было, на первый взгляд,  как-то не по-людски: и миниатюрные  размеры, и, как сказала бы нынешняя молодежь, «стрёмный» внешний вид и, особенно, непривычное для наших широт расположение двигателя сзади.

Последнее обстоятельство вводило в заблуждение многих. Так, мой друг детства Андрей   с упоением рассказывал  на переменке в начальных классах, что «Запорожец»  работает не на бензине, а  на картошке. Ведь он сам видел, как его дедушка открыл спереди капот, забросил в него мешок картошки, завел машину и уехал.

«Запорожец» из-за своей цены и конструктивных особенностей  быстро стал героем многочисленных шуток и анекдотов. «Полчаса позора – и ты на работе» - это о нём. И ненастоящее армянское радио на вопрос: «Почему у «Запорожца» двигатель сзади?» отвечающее: «Чем конструкторы думали, туда и поставили», - это тоже о нём, родимом.

7834509640_large

А квинтэссенцией «ЗАЗовского» фольклора стала, пожалуй, крылатая фраза Андрея Миронова  в популярном фильме 1963 года «Три плюс два»: «Консервная банка системы «Запорожец».

Несмотря на стереотипы,  «Запорожец» быстро стал любимчиком дачников, сельских жителей, пенсионеров, начинающих автолюбителей и тех, кто не мог позволить себе более дорогую машину, а значит – практически всех простых советских тружеников. В нём было множество неоспоримых достоинств: отличная проходимость, эргономичность, простота в обслуживании, высокая  ремонтопригодность (это труднопроизносимое слово означает, что два человека могли буквально «на коленке» легко достать, собрать и разобрать даже  его двигатель).

На задние сиденья «запоров» смело садились дети без риска случайно вывалиться, так как сзади двери отсутствовали.

Плоский капот поздних моделей этой машины, с которого не соскальзывали чарки и шкварки, служил отличным обеденным столом.

af1766u-960

Вопреки расхожему мнению, неказистый ЗАЗ был просторнее многих других советских машин. В нём можно было спокойно вытянуть ноги, сидя впереди.

Да что там ноги!  Перевернув переднее сиденье на 180 градусов и разложив его, вы получали удобную и ровную постель, на которой можно было растянуться во весь рост. Причём об этой хитрости производитель  в инструкции к авто сообщить не удосужился, поэтому владельцы узнали о ней лишь из статьи в журнале «За рулём».

Да что там спать! В нём, пардон за натурализм,  и любовью было заниматься гораздо удобнее, чем, скажем, в «Москвичах» или  «Жигулях».  Поэтому не удивлюсь, если кто-то из читающих данный материал был зачат именно на заднем сиденье «Запорожца».

И, чтобы окончательно развеять ваш скепсис, сообщу, что «Запорожцы», между прочим,  охотно покупались и за рубежом. Экспортные варианты поставлялись под брендами Jalta («Ялта») и «Eliette», в том числе и с правым рулём.  Правда, эти модели отличались от поставляемых на рынок СССР. В них были наружные зеркала заднего вида с обеих сторон, радиоприёмник и другие «буржуйские» бонусы, включая пепельницу.

1254cf7a71

70% выпускаемых «Запорожцев» поступали в открытую продажу, а оставшиеся 30% направлялись в органы соцобеспечения и Советский комитет ветеранов войны и распределялись бесплатно либо с существенными скидками среди инвалидов и ветеранов. Завод в Запорожье был единственным в СССР, который производил сразу несколько модификаций автомобилей специально для инвалидов.

Каждая новая модель «Запорожца» тут же получала в народе свое прозвище. ЗАЗ-965  именовали «горбатым» за характерную форму кузова. ЗАЗ-966 и  ЗАЗ-968 имели прозвище  «ушастый»  (иногда – «чебурашка») из-за вида боковых воздухозаборников системы охлаждения, напоминающих  уши. ЗАЗ-968М называли «мыльницей», потому что проходящее по всему периметру ребро жёсткости, зрительно разделяющее кузов на две половины по горизонтали, делало машину похожей на тару для мыла.

wpid-SvLMcQeapo

Между прочим, «мыльница» стала самой массовой моделью, её выпускали целых 14 лет (с 1980 по 1994 годы), а это на целых  три года больше, чем время, которое потратил Илья Репин на написание своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891 гг.). Зато полотно Репина, хоть и не имело отношения  к автомобильной  тематике, но по своим габаритам было больше любой советской легковушки – аж 2,03 на 3,58 метра.

Всего с конвейера Запорожского автомобильного завода  за  34 года производства сошли более 3 миллионов «Запорожцев». Один из них, если верить Интернету, в 1972 году выиграл в лотерею тогда ещё студент Ленинградского государственного университета Владимир Путин. Его первой машиной стал ЗАЗ-966.

После распада СССР, в 1994 году выпуск «Запорожцев» был прекращен.  Но память о нём жива. Многочисленные  любители «горбатых», «ушастых» и «мыльниц» до сих пор берегут эти машины. ЗАЗоводы объединяются в клубы, устраивают совместные встречи и проводят на своих ЖУЖиках автопробеги, пусть и не такие «распиаренные», как у байкеров.

zaztuning

«Запорожцы»  и поныне активно покупаются и продаются. Коллекционеры винтажных авто готовы выложить за них от 300 до 3000 долларов.

Хотя все чаще мы можем наблюдать эти милые сердцу машинки стоящими в рекламных целях на крышах  придорожных автосервисов.

А в Киеве «Запорожцу» даже установлен памятник, который эта машина, по совокупности заслуг, явно заслужила.

 

logo-epohaЭтой страны уже нет на карте. Но остались десятки миллионов людей, которые не забывают её, которые с ней связывают лучшие годы своей жизни. «АиФ» предлагает вашему вниманию цикл материалов «Символы эпохи», рассказывающий о вещах, которые были неотъемлемой частью государства под названием СССР...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно