374

Грани восприятия. Где правда и где вымысел в истории граненого стакана?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Нам - 45! 16/04/2024
Натюрморт, посвященный граненому стакану.
Натюрморт, посвященный граненому стакану. / К. Карташян / РИА Новости

80 лет назад, 11 сентября 1943 года, на заводе в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский граненый стакан.

Такая или примерно такая формула давно уже стала общим местом разнообразных «календарей памятных дат». Под это дело даже присочинили некий праздник, который, не мудрствуя лукаво, назвали «День граненого стакана». А чтобы придать ему побольше интереса и важности, праздник снабдили множеством завлекательных историй, в которых фигурируют царь Петр I, скульптор Вера Мухина и художник-абстракционист Казимир Малевич — дескать, каждый из них приложил руку к появлению такой полезной и удобной штуки, как граненый стакан.

Мифотворчество — дело тонкое, доверять его лишь бы кому недопустимо. Миф должен основываться на правде или хотя бы выглядеть правдоподобным. К сожалению, большая часть современных легенд, возникших вокруг граненого стакана, не выдерживает никакой критики. Другое дело, что правда об этом предмете гораздо интереснее выдумок. Просто сравните байки и правду...

Байка о Петре Великом:

Русский мастер-стекловар Ефим Смолин, живший и работавший на Владимирской земле, преподнес царю Петру I стакан необычной, невиданной доселе формы — не круглый, а граненый, уверяя, что такая посудина, даже если ее уронить, нипочем не разобьется, а упав, не укатится далеко. Царь же, осушив стакан, бросил его на пол и воскликнул: «Стакану — быть!» Однако глухим боярам послышалось: «Стаканы — бить!» Так у нас появился граненый стакан и традиция бить посуду «на счастье»...

Правда:

История с Ефимом Смолиным никак не датирована. Скорее всего, ее и не было вовсе. А вот что было точно. В эпоху Петра в Москве работал ярославский мастер-иконописец Тихон Филатьев, приписанный к Оружейной палате. Художником он был выдающимся — другому и не поручили бы в 1700 году поновить икону Ветхозаветной Троицы в Успенском соборе Московского Кремля. Он и поновил. Да так, что впору схватиться за голову. На переднем плане мы отчетливо видим стеклянный граненый стакан с ободком — ту самую «советскую классику». Более того, рядом со стаканом расположены грозди винограда — явное указание на то, для какого именно продукта предназначена посуда. Судя по всему, Филатьев изобразил предмет, давно и хорошо знакомый если не всем русским людям, то элите — точно. Так что граненый стакан бытовал у нас задолго до царя-плотника и даже успел прописаться на иконах.

Икона «Троица Ветхозаветная», середина XIV века.
Икона «Троица Ветхозаветная», середина XIV века.

Байка о Вере Мухиной:

Граненый стакан изобрела в блокадном Ленинграде знаменитый советский скульптор Вера Мухина, автор монумента «Рабочий и колхозница». В годы войны она возглавляла Ленинградскую мастерскую художественного стекла. Заметив, что тонкий круглый стакан выскальзывал из рук изможденных голодом ленинградцев и бился, она разработала сверхпрочную модель с гранями, чтобы стакан не скользил в ладони.

Правда:

В годы войны Ленинградская мастерская художественного стекла не работала, а Вера Мухина жила в эвакуации на Урале. До войны она действительно вместе с писателем Алексеем Толстым стала инициатором создания экспериментального цеха художественного стекла при зеркальной фабрике. Но конкретно разработкой дизайна граненого стакана Мухина не занималась. Возможно, по той причине, что в этом просто не было нужды — такие стаканы были в ходу уже лет сто. Во всяком случае в воспоминаниях русской писательницы XIX столетия Авдотьи Панаевой можно прочитать: «У прибора Гоголя стоял особенный граненый большой стакан и в графине красное вино...»

Байка о заводе в Гусь-Хрустальном:

11 сентября 1943 года с конвейера завода вышла первая партия новых граненых стаканов советского образца, которые было удобно мыть в посудомоечных машинах заведений советского общепита. Шестнадцать граней стакана символизировали соответствующее количество союзных республик СССР — до 1956 года «дружную советскую семью» из пятнадцати республик дополняла Карело-Финская ССР.

Правда:

В период НЭПа, то есть лет за двадцать до 1943 года, была сочинена душещипательная песня, начинающаяся так: «Стаканчики граненые упали со стола, упали да разбилися, разбилась жизнь моя...» Этот ресторанный хит с большим успехом исполнял Петр Лещенко. Так что граненые стаканы к 1943 году были для СССР не в диковинку. Кому-то такой «кабацкий» аргумент может показаться несущественным. Извольте. Граненые стаканы упоминаются в программной статье Владимира Ленина «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», где вождь мирового пролетариата с помощью стакана объясняет диалектику: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки...»

Дело в том, что посудомоечными машинами заведения системы «Нарпита», то есть народного питания, стали оснащать еще в 1920-е годы. Именно тогда и возникла необходимость модернизации привычных граненых стаканов под новую технику. И на запрос откликнулось множество заводов — граненые стаканы с ободком выпускали Дятьковский завод в Брянской области, Артемовский завод в Донбассе, Уршельский стекольный завод, что в районе Гусь-Хрустального, и завод «Красный Май», что под Вышним Волочком. Между прочим, именно на заводе «Красный Май» после войны были созданы знаменитые красные звезды для пяти главных башен Московского Кремля, включая Спасскую.

А 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном была налажена работа полуавтоматов по производству давно знакомых граненых стаканов. Понятно, что именно их продукция в силу массовости и стала своего рода «советским каноном». Но искать скрытую символику в количестве граней стакана смысла нет — станки-полуавтоматы штамповали и 12-гранные, и 20-гранные стаканы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно