Изыскания по части генеалогии показывают, что все Хренниковы нашей страны приходятся друг другу родственниками, пусть даже и по формуле «седьмая вода на киселе». Родоначальник этой фамилии, швед Бистрём, был взят в плен под Полтавой. Происходил он из местечка Энгёнинг, где якобы разводили на продажу самый ядрёный элитный хрен. На новой родине швед продолжил его выращивать, за что и получил профессиональное прозвище Хренник.
Композитор «нарасхват»
«Не знаешь, чему отдать предпочтение - его композиторскому дару, таланту пианиста или его неутомимой преданности своей общественной деятельности» - так отозвался о Тихоне Хренникове его коллега французский композитор Андре Жоливе. Эти слова у большинства наших соотечественников вызывают недоумение. Как это, чему отдать предпочтение? Ведь есть «Артиллеристы, Сталин дал приказ!», «Что так сердце, что так сердце растревожено», «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», «Пусть плещет вино, я пью, всё мне мало»… Если бы Хренников не написал вообще ничего, кроме этих четырёх композиций, достаточно было бы и того. Кажется, что эти мелодии были всегда, - настолько крепко они вошли в наш культурный код. Но по справедливости к ним надо бы добавить и всё остальное - музыку из классических советских фильмов, которые регулярно показывают по телевизору и которые тем не менее не надоедают: «В шесть часов вечера после войны», «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Гусарская баллада».
Отчасти это подтверждает и сам Тихон Николаевич: «Композитором «нарасхват» я стал после выхода знаменитых фильмов…» Однако всей правды он здесь не говорит. А заключается она в том, что «нарасхват» он был и до этого. Причём даже не в СССР, а на Западе. Сейчас это может показаться фантастикой, но лет 80 назад советская симфоническая музыка считалась там очень модной и перспективной - настоящий прорыв. И Хренников был, что называется, «в краю отцов не из последних молодцов». Серьёзный автор, сочетающий традиционный русский мелодизм с экспериментом и лихостью, а главное, краткостью. Большая часть его симфонических произведений укладывается в 20 минут - он считал такое время оптимальным для умного и оригинального произведения. Кроме того, Хренников учитывал и темп современной жизни: «Надо уважать слушателя - нельзя его долго мучить».
«Построить» Запад
О том, насколько высок был его авторитет, говорит один любопытный случай. В 1959 г. Хренников в составе делегации советских композиторов был в США. И к нему подбежал незнакомец: «Тихон! Тихон Хренников! Это я - Сэмюэль Барбер! Вы столько сделали для меня!» Все растерялись, думая, что это «капиталистическая провокация». Но оказалось, что совсем наоборот. В 1935 г. юного музыканта Сэма Барбера призвали в армию, где любимым делом заниматься не давали. И тогда солдат-срочник пишет письмо туда, где «помогают всем угнетённым», - в СССР. Адресатом выбирает не кого-нибудь, а Тихона Хренникова, произведения которого знает и любит. И Хренников отвечает, что в Красной армии к талантам относятся иначе - те либо служат в военном оркестре, либо их вообще освобождают от службы. Письмо Хренникова попадает к командиру американской части. Тот хватается за голову. Юного кляузника освобождают от строевой подготовки, и он становится известным американским композитором. Кто ещё из советских деятелей культуры может похвалиться тем, что «построил» вооружённые силы США?
В общем, в 1943 г. дело дошло до того, что в Англии была выпущена биография Тихона Хренникова. А это уже невероятный звёздный статус. Особенно если учесть, что композитору исполнилось всего лишь 30 лет. Как его карьера могла бы развиваться дальше - богатая тема для спекуляций. Вполне возможно, что он стал бы лицом русской музыки XX столетия как таковой - предпосылки к этому были.
Однако этот перспективный путь оказался отрезан. И весьма неожиданно. «Я никогда не представлял себя общественным деятелем. Было много заказов, я с наслаждением писал музыку. Но однажды, почти ночью, мне позвонили из ЦК и попросили немедленно приехать. Так я узнал, что назначен генеральным секретарём Союза композиторов…»
Произошло это в 1948 г. Хренников в один момент взлетает на самую верхушку административной лестницы - по музыкальной линии в СССР выше двигаться просто некуда. А ему всего лишь 35 лет. Может ли такая штука вскружить голову? А если к этому добавить должность руководителя музыкальной секции Комитета по Сталинским премиям?

Без головокружения
Кто другой при таком раскладе моментально обвешал бы себя лауреатскими значками с головы до ног и, разумеется, щедро отсыпал бы друзьям. Однако в случае с Хренниковым всё происходит с точностью до наоборот. Две Сталинские премии он получает ещё до своего административного взлёта. Третью - в процессе. Но как-то странно - всего лишь скромной второй степени. А вот Дмитрий Шостакович, которого считают его недругом, получает и две Сталинские, и Государственную, и Ленинскую премии - аккурат в те годы, когда «раздачей слонов» руководит Хренников.
И с этого момента в отечественной музыке начинается «эра Хренникова», которая продлится до 1991 г. и закончится вместе с развалом СССР. Вот что сказал об этом итальянский дирижёр Пьетро Ардженто: «Я бы учредил специальную награду для главного защитника русской советской музыкальной культуры. Ни в одной стране мира классическая музыка не пользуется таким почитанием, как в СССР. И в этом заслуга Тихона Хренникова, который сумел оградить её от опошления и профанации».
Вообще на этом посту ему удалось небывалое. Будучи, по сути, не более чем профсоюзным боссом, он сумел повлиять на большую политику и по-настоящему спасти репутацию государства. После введения советских войск в Афганистан рейтинг СССР в мире упал очень низко. О бойкоте Олимпийских игр 1980 г. известно многим. Но то, что имидж страны в значительной мере выправил Тихон Хренников, вспоминают нечасто. И зря. Потому что проведённые им и с его подачи международные фестивали современной музыки в 1981 и 1983 гг. фактически свели на нет бойкот СССР, объявленный политиками Запада.
Когда-то ему пришлось сменить вольную жизнь композитора на кресло администратора. Но он всё равно продолжал жить музыкой. И некоторые его слова даже сейчас звучат очень уместно: «К искусству у нас несерьёзное отношение. Процветает дилетантизм. Но за красивым видом не скроешь фальшивых нот. То, что звучит по телевизору, - это мусор».

Дело профессора Курганова. Кто придумал 110 миллионов жертв Сталина?
Почему в советское время строили в основном пяти- и девятиэтажные дома?
«Красавцы!». Малоизвестные советские автомобили, не попавшие на конвейер
Взрывная волна. Как сапёр из Чехословакии спас советскую воинскую часть
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть