Знаменитый композитор, народный артист России, четырехкратный лауреат Госпремии Эдуард Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где проездом оказались его родители-москвичи.
Как говорит композитор, «весь звучащий мир является моим инструментом». Так и есть. Эдуард Артемьев — настоящая легенда, написавший музыку к картинам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского, «Раба любви, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Курьер», «Город Зеро» Карена Шахназарова и десяткам других знаменитых картин.
С Андреем Тарковским Артемьев познакомился в 1970 году в гостях у художника Михаила Ромадина. Когда разговор зашёл об электронной музыке, Тарковский вдруг проявил к этой теме интерес, сказав, что ему в новый фильм нужна необычный саундтрек. Режиссёр и композитор договорились, что Тарковский придет к Артемьеву в Студию электронной музыки. Услышав, какие звуки издаёт синтезатор «АНС» — новый музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, Тарковский долго вникал в способы обработки звука, заметив, что музыка эта несколько холодновата.
Через несколько месяцев Тарковский разыскал Артемьева и попросил написать музыку для «Соляриса». «Главной задачей композитора в „Солярисе“ Тарковский видел создание специфического звукового мира планеты-океана, космической станции — пристанища землян и, наконец, родного нашей душе мира знакомой и всегда вечно новой для нас бесконечно богатой звуковой стихии планеты Земля», — рассказывал в интервью Эдуард Николаевич.
Композитор был далеко не новичком в кино, но признавался, что был потрясен массой требований, которые выдвинул Тарковский к музыке. Долго мучаясь, Артемьев написал саундтрек, и Тарковский эту музыку использовал.
«Запись „Соляриса“ дала мне колоссальнейший опыт, который невероятно пригодился в дальнейшей работе», — говорит Артемьев. С тех пор легендарный режиссёр в качестве композитора своих картин видел только его.
Как говорит мастер, самая большая ценность электронной музыки для него заключается в том, что она может включать в себя всё — «начиная от стрекота кузнечиков и пения птиц, заканчивая симфоническим оркестром. Если мы задаем себе только один вектор музыкального выражения, то мы сами себя обедняем». Последние несколько десятков лет задача композитора — именно ассимилировать всю сумму звуков, которая существует в этом мире. Ведь Вселенная настолько огромна, объёма, интересна. «Ограничить себя чем-то — это значит обкрадывать себя», — утверждает Артемьев.
Когда его называют мастером электронной музыки, Эдуард Николаевич протестует и говорит: «Для меня стилей не существует. Как мне хочется, так я и делаю».
Несколько лет Артемьев жил с супругой, преподавательницей музыки Изольдой Алексеевной, в Америке. Композитору говорили, что его музыка здесь «не пойдет». Но его сочинения стали активно покупать голливудские студии. Эдуарду Николаевичу нравилось жить в солнечном Лос-Анджелесе, холод и снег он ненавидит. Но пришлось перебороть нелюбовь к минусовой температуре на родине ради дружбы. Никита Михалков позвал его писать музыку к своей картине «Утомлённые солнцем». Артемьев уехал из США несмотря на то, что его агент угрожал: «Ты для Америки только начинающий музыкант. Всё потеряешь, если уедешь». Но отказать Михалкову Артемьев не мог. Дружбе знаменитых режиссёра и композитора уже несколько десятков лет, каждую неделю в воскресенье Никита Сергеевич устраивает у себя обеды, куда приходят друзья и делятся новостями.
Интересно, что Артемьев закрыт для предложений от новых режиссёров и, по его признанию, ни с кем из известных киномастеров, кроме «своего» списка, он больше не хотел бы сотрудничать. При этом даже самые прославленные голливудские мастера в этот список не входят.
«Тех, с кем я работал, — достаточно, больше никого не надо. Новое лицо — это всегда тяжело. Надо находить контакт, и это самое сложное. Особенно с годами», — признавался композитор.
В быту Артемьев, как и в своей музыке, необычен. «Обычно я ложусь в постель часа в три ночи и до четырех читаю. Но бывает, что зачитываюсь... Чтобы быть в форме, мне достаточно пяти часов сна. Значит, в 9.00 я уже на ногах. Такого режима придерживаюсь больше 10 лет. Сначала — чтобы успеть выполнить заказы, а потом просто втянулся», — рассказывает в интервью мастер.
Жена Изольда Алексеевна к издержкам профессии мужа старается относиться с пониманием. Хотя, безусловно, у двух талантливых и ярких людей в семье бывают и ссоры, и напряжение. В чём же секрет такого семейного долголетия тогда?
«Главное — выдержать первые 30 лет. — Говорит Эдуард Николаевич. — Важно соблюдать христианские постулаты. Причем терпение — одна из главных добродетелей».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть