Не так давно Александр Сокуров организовал на Северном Кавказе, на базе Кабардино-Балкарского университета, режиссёрскую мастерскую. А его ученик, Кантемир Балагов, завоевал в 2017 году приз «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале с фильмом «Теснота». О непростом труде педагога и будущем кино рассуждает именитый мастер.
Национальность и дистанция
- Александр Николаевич, намерены ли вы продолжать педагогическую деятельность в Нальчике?
- Да, преподавание стало уже важной частью моей жизни. Семь лет я отдал мастерской: пять длился сам курс, два - работа над фильмами. Это непростой труд. Я по-настоящему понял, как тяжело быть учителем. В первую очередь потому, что сама работа с молодыми людьми, вглядывание в них, в их внутренний мир - крайне сложный процесс. Я не собирался делать из них копии Сокурова. Да и им это не нужно. Важно было раскрыть их самих.
- В фильме «Теснота» поднимается вопрос межнациональных отношений - тема для нашего общества и актуальная, и болезненная. Вы сами как бы сегодняшнюю ситуацию охарактеризовали? К чему существующее положение дел может привести?
- Для меня тема национальных отношений всегда была очень важна. Мне нравится наблюдать за разными типами поведения, культурными различиями и особенностями, слышать иностранные языки. Постоянные географические перемещения, которые в детстве даровала мне судьба (А. Сокуров вырос в семье офицера. - Прим. ред.), определили у меня какой-то особый внимательный пригляд к этим сторонам жизни. В моём классе - мы тогда жили в западной Туркмении - учились, наверное, представители всех национальностей Советского Союза: немцы, татары, азербайджанцы, армяне, евреи, русские. И никто не делал различий между нами. Мы все хорошо говорили на русском языке, дружили.
Государство у нас до сих пор по-настоящему не понимает всех внутренних механизмов мусульманского характера.
Но при этом я понимал, что мы разные. И нужна дистанция. Невозможно, к примеру, допускать, чтобы представители одного этноса, вероисповедания, уровня цивилизационного развития в больших количествах переселялись на территорию другого.
Голосовал за «Аритмию»
- Вы следите за работами своих коллег? Что можете сказать о современном кино?
- Сейчас режиссёры начали снимать социальные фильмы, и на этом поле есть серьёзные художественные проблески и результаты. В том числе картина «Аритмия», за которую я голосовал при отборе на номинацию «Оскар» и которую считаю очень важной. Несмотря на то, что социальное кино противоположно моим вкусам. Мне нравится, что авторы обратили внимание на сегодняшнее положение наших врачей - удивительных людей, которым приходится как-то выживать день за днём, месяц за месяцем. Очень бы хотелось, чтобы эту работу заметили и представители власти, а также поняли посыл, заложенный в фильме.
- Вообще, человек труда как-то совсем исчез из нашего кинематографа…
- И это очень плохо. Я сам люблю атмосферу коллективного труда, заводскую жизнь. Поэтому ослабление в своё время студии «Ленфильм» было для меня большой травмой. Я пришёл когда-то в этот фабричный коллектив, прошёл все производственные ступеньки и могу сказать - для молодого человека нахождение в большом коллективе очень важно! Здесь много помощи, добра, взаимовыручки, обучения.
В кино, к сожалению, эта сторона сегодня никак не освещена. Да и демиургов, знающих рабочую среду, не найти. Более того - человек труда сегодня в кино несправедливо представлен как опустившийся, грубый, находящийся на грани…
Человек труда сегодня в кино несправедливо представлен как опустившийся, грубый, находящийся на грани...
Культура идёт от матери
- Сегодня многие понятия смешались. Часто мат и эпатаж выдаются за высокое искусство. Как вы считаете, нужно ли подобные проявления запрещать или ограничивать?
- Думаю, что любые ограничения должен формировать внутри себя сам человек. Это вопрос такта, изначальной культуры человека, которая идёт из семьи, от матери. Воспитать ребёнка, не допустить его деградации, деструкции, разложения может только женщина, мать! Мужчина ничего в этом вопросе не значит.
К сожалению, сегодня общество нещадно эксплуатирует тему женщины-товара, формирует целую культуру этого «рынка»! И мы видим, что прекрасному полу это нравится! Достаточно посмотреть на большинство рекламных роликов. А ведь с таким образом жизни отождествляют себя очень много молодых людей. Девочка со школьных лет учится себя продавать. Она хочет определить себе цену, а там - как сложится. В русском обществе подобного не было никогда.
- Если говорить о воспитании подрастающего поколения, то каким ребёнком были вы? О чём мечтали, к чему стремились?
- Я был самым обычным мальчишкой. Мы много переезжали с места на место. Иногда это было удивительно. Иногда тревожно - хотелось одной школы, хотелось жить в русском городе с русским языком. Больше всего я любил радио и люблю до сих пор - музыкальное, литературно-поэтическое. Я вырос на прослушивании прямых вещаний из Московской консерватории и трансляций со спектаклей. Радиотеатр сделал меня гражданином культуры. С 6-7-го класса я осознавал себя как читатель и слушатель большой драматургии. В этом направлении я двигался шаг за шагом дальше, и ничего случайного впоследствии на этом пути у меня не было.
Считается, что Россию оберегают армия и флот, а я уверен - в первую очередь, наши классики!
- Известно, что литературу вы - признанный режиссёр - цените даже больше, чем кино...
- Русская литература - это наша стена, крепость, защита. Толстой, Чехов, Достоевский - они помогут русскому человеку в любой жизненной ситуации. Считается, что Россию оберегают армия и флот, а я уверен - в первую очередь, наши классики! Ни наука, ни технологии этого сделать не могут. Вот возьмите того же Стива Джобса (американский предприниматель, один из основателей корпорации Apple. - Прим. ред.) - он знал, куда ведёт людей? Нет. И мы не знаем, куда идём. А по сути - в никуда.
И только классическая литература может осветить наш путь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть