Любовь к механике воспитывалась в мальчике с детства. Отец нередко ремонтировал велосипеды и брал сына в подмастерья. С тех пор Соитиро впитал любовь к творчеству и развил в себе техническую смекалку. Эти качества легли и в философию его компании.
Упорство и смелость мышления сопутствовали его успеху на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он старался повторить полёт увиденного аэроплана посредством переделки собственного велосипеда. Бамбуковые пропеллеры и пилотские очки из картона должны были создать необходимый антураж. Уже после войны, когда завод Соитиро Хонды превратился в пыль под бомбами американской авиации, а остальные предприятия покоились под завалами колоссального землетрясения января 1945 года, переделка велосипедов помогла подняться Соитиро Хонде до промышленных вершин Японии.
До войны в душе Соитиро зародилась и тяга к быстрым скоростям. В тридцатые годы, трудясь в фирме по ремонту автомобилей Art Shokai, он собрал собственный болид с авиационным 8-литровым двигателем V8 Curtis-Wright мощностью в 100 л. с. Лишь чудо спасло молодого гонщика от гибели. В июле 1936 года в ралли на берегах реки Тама в пригороде Токио он врезался в выруливающий автомобиль. Самодельный болид совершил три переворота в воздухе. Пилот и штурман вылетели из кабины, но остались живы. Правда, Соитиро Хонда уже никогда не смог принять участие в соревнованиях из-за полученных травм.
Свежие идеи пришли неожиданно. Оккупированная Япония была наводнена американскими военными товарами. Соитиро Хонда разобрал переносной генератор для палаточных лагерей, вытащил маломощный мотор и от нечего делать приделал его к собственному велосипеду.
Конструкция оказалась работоспособной, и скучающий изобретатель сделал такие же мопеды для друзей и знакомых. Появился спрос, и дело встало на поток. Небольшая мастерская собирала мопеды десятками, а потом сотнями в месяц. Разрушенная Япония нуждалась в дешёвых средствах передвижения, и Соитиро Хонда увидел свой путь. В немалой степени успеху проекта сопутствовали налаживающиеся связи с некоторыми генералами оккупационных войск США, поставлявшими молодому инженеру необходимое оборудование и комплектующие со своих складов. Генералов подкупала предприимчивость сына кузнеца. Наработанные связи уже в зрелые годы позволили Соитиро Хонде совершить рывок на рынках Америки. Пока же в 1946 году американцы помогли основать мопедную фабрику с громким названием Honda Motor Co., Ltd.
В конце сороковых выработалась философия компании, где во главу угла ставились авиационная точность и внимательное отношение к людям, которые должны эту точность обеспечивать. Соитиро Хонда подчёркивал в интервью, что сам вышел из народа и готов дать продвижение всем людям со смелыми и интересными идеями. «Сначала человек, а потом машины!» — любил поговаривать господин Хонда.
В 1953 году открылись два завода по производству мопедов и мотоциклов, и была введена система принятия предложений от рабочих. Особое внимание уделяется рационализаторским предложениям по улучшению качества.
Тогда же формируется новое видение мототранспорта. В компании решили, что мотоцикл — это не только средство передвижения, но ещё и удовольствие. Курс был взят на азарт и скорость. Провозглашён первый лозунг: «Наша цель — приносить радость!»
В 1954 году Honda Motor со своими мопедами и мотоциклами выходит на рынок США, и в этом же году начинается спортивная история марки. Японская команда принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании.
50-е годы - это десятилетие славы мотоциклов Honda Motor. Рынок Северной Америки позволил нарастить производство, существенно вложиться в научно-исследовательские разработки и финансировать мотогонки. Уже в 1959 компания Honda стала крупнейшей по производству мототехники. Появились заводы в США и в Бельгии.

Авиационные допуски в мотоциклах требовали сурового контроля. Соитиро Хонда был требовательным к подчинённым. Порой он лично расхаживал по цехам в простой куртке и не гнушался орудовать гаечным ключом.
В канун топливного кризиса начала 70-х годов Соитиро Хонда решил попробовать себя в автомобилестроении. Правительство Японии противилось инициативе. Машины и без того выпускались несколькими крупными гигантами, такими как Nissan, Toyota, Mitsubishi. Однако Соитиро Хонда считал, что имеет технологическое и идейное превосходство перед соотечественниками. Опираясь на поддержку старых американских коллег по бизнесу, он выпустил на рынок первый Civic. Автомобиль сделал ставку на экономичность и малые размеры.
Потребление трёхдверного малыша в пределах 9 л считалось невероятным на фоне прожорливых крылатых исполинов Америки, поглощающих по 30 л. Разразившийся топливный кризис вознёс Civic до небес. В 1975 году он занял первое место в тестах на экономичность, а общий выпуск Civic превзошёл миллион экземпляров. Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация энергетики США рекомендовали его к покупке.
Правда, правительство Японии не жаловало ослушников. Недоброжелатели плели интриги. Почти через год после выхода в свет хэтчбека Civic Соитиро Хонда ушёл в отставку с поста президента компании. Однако сын кузнеца продолжал оставаться владельцем Honda Motor и принимал активное участие в разработке новых автомобилей. В 1975 году в США запускается кредитный банк «Honda Credit System», а в 1976 выходит более крупная модель: Honda Accord.
Примечательно, но высшее образование промышленник получил только в зрелые годы, будучи уже у руля своих предприятий. Он считал, что в механике невозможно преуспеть без практики. Однако в 1974 году всё же защитил докторскую степень в Мичиганском университете. Впрочем, он не переставал быть простым конструктором. Внедрённая им система рационализаторских предложений до их пор считается лучшей в мире, а возможность рабочим реализоваться творчески обеспечила технологические прорывы 70-х годов в автомобилестроении.

Что же японский изобретатель, конструктор и талантливый менеджер оставил после себя? Соитиро Хонда сделал на мотоциклетном рынке идеологический переворот. Именно после него мотоцикл превратился из сермяжного трудяги сельской глубинки в модный аксессуар успешного мужчины. Победы в спорте овеяли Honda ореолом превосходства. А разработанные и внедрённые автомобили способны совмещать экономичность и спортивность. Сейчас компания располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира.
Последователи Соитиро Хонды считают, что они сохранили его философию и до сих пор открывают пути в будущее. В начале 2000-х компания Honda основала институт робототехники и ведёт эксперименты с человекоподобными роботами Asimo. То ли ещё будет.
Владимир ГАВРИЛОВ

Ё-мобиль дебютировал во Франкфурте
Три дуба и молоток. Что означают названия известных автобрендов?
Маркс-коробейник. Как в Слониме и Пинске родились мировые бренды одежды
Убрать «секонды»? Может ли белорусская одежда быть востребованной
«Моготекс» выпустил необычный календарь на ткани
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть