Любовь к механике воспитывалась в мальчике с детства. Отец нередко ремонтировал велосипеды и брал сына в подмастерья. С тех пор Соитиро впитал любовь к творчеству и развил в себе техническую смекалку. Эти качества легли и в философию его компании.
Упорство и смелость мышления сопутствовали его успеху на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он старался повторить полёт увиденного аэроплана посредством переделки собственного велосипеда. Бамбуковые пропеллеры и пилотские очки из картона должны были создать необходимый антураж. Уже после войны, когда завод Соитиро Хонды превратился в пыль под бомбами американской авиации, а остальные предприятия покоились под завалами колоссального землетрясения января 1945 года, переделка велосипедов помогла подняться Соитиро Хонде до промышленных вершин Японии.
До войны в душе Соитиро зародилась и тяга к быстрым скоростям. В тридцатые годы, трудясь в фирме по ремонту автомобилей Art Shokai, он собрал собственный болид с авиационным 8-литровым двигателем V8 Curtis-Wright мощностью в 100 л. с. Лишь чудо спасло молодого гонщика от гибели. В июле 1936 года в ралли на берегах реки Тама в пригороде Токио он врезался в выруливающий автомобиль. Самодельный болид совершил три переворота в воздухе. Пилот и штурман вылетели из кабины, но остались живы. Правда, Соитиро Хонда уже никогда не смог принять участие в соревнованиях из-за полученных травм.
Свежие идеи пришли неожиданно. Оккупированная Япония была наводнена американскими военными товарами. Соитиро Хонда разобрал переносной генератор для палаточных лагерей, вытащил маломощный мотор и от нечего делать приделал его к собственному велосипеду.
Конструкция оказалась работоспособной, и скучающий изобретатель сделал такие же мопеды для друзей и знакомых. Появился спрос, и дело встало на поток. Небольшая мастерская собирала мопеды десятками, а потом сотнями в месяц. Разрушенная Япония нуждалась в дешёвых средствах передвижения, и Соитиро Хонда увидел свой путь. В немалой степени успеху проекта сопутствовали налаживающиеся связи с некоторыми генералами оккупационных войск США, поставлявшими молодому инженеру необходимое оборудование и комплектующие со своих складов. Генералов подкупала предприимчивость сына кузнеца. Наработанные связи уже в зрелые годы позволили Соитиро Хонде совершить рывок на рынках Америки. Пока же в 1946 году американцы помогли основать мопедную фабрику с громким названием Honda Motor Co., Ltd.
В конце сороковых выработалась философия компании, где во главу угла ставились авиационная точность и внимательное отношение к людям, которые должны эту точность обеспечивать. Соитиро Хонда подчёркивал в интервью, что сам вышел из народа и готов дать продвижение всем людям со смелыми и интересными идеями. «Сначала человек, а потом машины!» — любил поговаривать господин Хонда.
В 1953 году открылись два завода по производству мопедов и мотоциклов, и была введена система принятия предложений от рабочих. Особое внимание уделяется рационализаторским предложениям по улучшению качества.
Тогда же формируется новое видение мототранспорта. В компании решили, что мотоцикл — это не только средство передвижения, но ещё и удовольствие. Курс был взят на азарт и скорость. Провозглашён первый лозунг: «Наша цель — приносить радость!»
В 1954 году Honda Motor со своими мопедами и мотоциклами выходит на рынок США, и в этом же году начинается спортивная история марки. Японская команда принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании.
50-е годы - это десятилетие славы мотоциклов Honda Motor. Рынок Северной Америки позволил нарастить производство, существенно вложиться в научно-исследовательские разработки и финансировать мотогонки. Уже в 1959 компания Honda стала крупнейшей по производству мототехники. Появились заводы в США и в Бельгии.
Авиационные допуски в мотоциклах требовали сурового контроля. Соитиро Хонда был требовательным к подчинённым. Порой он лично расхаживал по цехам в простой куртке и не гнушался орудовать гаечным ключом.
В канун топливного кризиса начала 70-х годов Соитиро Хонда решил попробовать себя в автомобилестроении. Правительство Японии противилось инициативе. Машины и без того выпускались несколькими крупными гигантами, такими как Nissan, Toyota, Mitsubishi. Однако Соитиро Хонда считал, что имеет технологическое и идейное превосходство перед соотечественниками. Опираясь на поддержку старых американских коллег по бизнесу, он выпустил на рынок первый Civic. Автомобиль сделал ставку на экономичность и малые размеры.
Потребление трёхдверного малыша в пределах 9 л считалось невероятным на фоне прожорливых крылатых исполинов Америки, поглощающих по 30 л. Разразившийся топливный кризис вознёс Civic до небес. В 1975 году он занял первое место в тестах на экономичность, а общий выпуск Civic превзошёл миллион экземпляров. Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация энергетики США рекомендовали его к покупке.
Правда, правительство Японии не жаловало ослушников. Недоброжелатели плели интриги. Почти через год после выхода в свет хэтчбека Civic Соитиро Хонда ушёл в отставку с поста президента компании. Однако сын кузнеца продолжал оставаться владельцем Honda Motor и принимал активное участие в разработке новых автомобилей. В 1975 году в США запускается кредитный банк «Honda Credit System», а в 1976 выходит более крупная модель: Honda Accord.
Примечательно, но высшее образование промышленник получил только в зрелые годы, будучи уже у руля своих предприятий. Он считал, что в механике невозможно преуспеть без практики. Однако в 1974 году всё же защитил докторскую степень в Мичиганском университете. Впрочем, он не переставал быть простым конструктором. Внедрённая им система рационализаторских предложений до их пор считается лучшей в мире, а возможность рабочим реализоваться творчески обеспечила технологические прорывы 70-х годов в автомобилестроении.
Что же японский изобретатель, конструктор и талантливый менеджер оставил после себя? Соитиро Хонда сделал на мотоциклетном рынке идеологический переворот. Именно после него мотоцикл превратился из сермяжного трудяги сельской глубинки в модный аксессуар успешного мужчины. Победы в спорте овеяли Honda ореолом превосходства. А разработанные и внедрённые автомобили способны совмещать экономичность и спортивность. Сейчас компания располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах мира.
Последователи Соитиро Хонды считают, что они сохранили его философию и до сих пор открывают пути в будущее. В начале 2000-х компания Honda основала институт робототехники и ведёт эксперименты с человекоподобными роботами Asimo. То ли ещё будет.
Владимир ГАВРИЛОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть